16.07.2004 04:00
Власть

Москва помешала переговорам в Женеве

На переговорах по вступлению в ВТО Россия помешала сама себе
Текст:  Евгений Арсюхин (Женева)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3528)
Читать на сайте RG.RU

Напомним, что на днях министр транспорта РФ господин Левитин заявил, что получил от правительства поручение пересмотреть пошлины на самолеты. Несмотря на то, что из его слов не было ясно, в какую сторону пересмотреть - уменьшения или увеличения, - партнеры России по переговорам поняли это так, что Россия собирается облегчить ввоз в страну зарубежных самолетов. А поскольку защита авиапрома была той позицией, которую наша делегация отстаивала правдами и неправдами, переговорщики попали, по словам одного из них, "в дурацкую ситуацию, которая не способствует завершению переговоров".

Хуже всего, что делегаты не получили никаких инструкций на этот счет и пользуются информацией из СМИ. А газеты пишут, что якобы Россия облегчит ввоз тех типов самолетов, которые не производятся в России, и затруднит ввоз тех, которые мы делаем сами.

- Проблема в том, что теоретически в России делают или могут делать все типы самолетов, - говорит источник в российской делегации.

В свою очередь высокопоставленный чиновник из правительства РФ, который приехал на переговоры в Женеву, в беседе с корреспондентом "РГ", попросив не называть его имени, тоже выразил недоумение.

- Авторы этого предложения должны были согласовать свои шаги с Минэкономразвития РФ, - сказал он, - по возвращении в Москву мне придется срочно доложить об этой коллизии премьеру.

Вчера на переговорах возникла и другая оказия, на этот раз плановая. При обсуждении вопроса о том, какие предприятия в России пользуются статусом государственных торговых организаций, то есть действуют исключительно в интересах государства, строя под него свой бизнес. Наша делегация, следуя инструкции, назвала РАО "ЕЭС России" и АК "Алроса", но не "Газпром", что вызвало недоумение у партнеров. Наши переговорщики обязаны убедить международное сообщество, что "Газпром" - не государственная монополия и что его ценовая политика не подпадает под определение торговой монополии. Сделать это будет непросто, поскольку упоминание независимых компаний, которые якобы конкурируют с "Газпромом", вызвало в зале лишь смех. Но против инструкции не пойдешь.

Впрочем, процесс присоединения к ВТО принял, кажется, такие обороты, что его уже невозможно остановить. Так, американцы заявили, что готовы двигаться с той скоростью, которую укажет Россия. Ожидается, что сегодня-завтра мы завершим переговоры еще с четырьмя странами, а с понедельника уже в многостороннем формате начнем обсуждать системные требования к экономике России. "Это уже реальная основа для присоединения к ВТО", - сказал корреспонденту "РГ" руководитель делегации Максим Медведков.

Быть может, самое показательное то, что в ВТО сделали вид, будто не заметили снижения статуса Медведкова с зам. министра до руководителя департамента.

Внешняя политика Минтранс ВТО