В качестве же общего ориентира рассматривается все тот же, популярный в нынешнем правительстве города, лозунг приведения Петербурга к европейским стандартам. Как пояснил, представляя на правительстве концепцию Генплана, исполняющий обязанности председателя комитета по градостроительству и архитектуре Виктор Полищук, до сих пор не имея четких планов развития многих отраслей городского хозяйства, разработчики документа (а это 70 томов бумаг и 90 квадратных метров графических материалов), выбирая показатели, которых должен достичь город на Неве за ближайшие двадцать лет, опирались на аналогичные цифры европейских столиц. К примеру, обеспеченность жильем нужно повысить хотя бы в полтора раза, с 20 до 30 квадратных метров на человека, обеспеченность офисными и торговыми помещениями - в 2-4 раза, мощность аэропорта в 10 раз и так далее.
Вообще-то Виктор Полищук, давно уже отвечавший в КГА за разработку Генплана, еще полтора года назад говорил мне, что надо было бы сперва принять конкретный план социально-экономического развития города (а лучше - всего Северо-Западного региона, центром которого является Санкт-Петербург), а уж на основе этого приступать к составлению Генерального плана. При этом он ссылался на опыт Барселоны, в которой в аналогичной ситуации сперва собрались представители всех ведущих экономических элит города, сообщили о планах развития своих отраслей и компаний, пришли к компромиссу по тем вопросам, по которым частные планы противоречили друг другу. А уже потом архитекторы стали привязывать эти наметки к реальной местности.
У нас все наоборот. Программа социально-экономического развития Петербурга на правительство до сих пор еще не представлена (как сообщил на заседании правительства заместитель председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Юрий Раков, документ этот в данное время проходит согласование). Нет общей программы энергетического обеспечения (только частные планы различных участников рынка). Не решено до конца, что делать с землями сельхозназначения, каковых в Петербурге 15 процентов. До сих пор не утверждено строительство таких крупных и важных объектов транспортной сети, как Западный скоростной диаметр, неясно, будет ли наземный скоростной экспресс. И при этом градостроители готовят план развития города вообще, с точки зрения его зонирования.
В итоге возникают разногласия, подобные тому, которое внезапно прорвалось наружу во время заседания правительства, когда выяснилось, что КГА предлагает переместить на окраины промышленные предприятия с почти двух тысяч гектаров земли в центре и в районах старого промышленного пояса. А КЭРППиТ делал программу только для центра (около 500 га). И если для переселения предприятий из центра нужно около 3 миллиардов долларов, то для реализации планов градостроителей, по оценке специалистов комитета экономического развития, 10 миллиардов. Но даже не это главное, а то, что программа переноса промышленности на окраины Петербурга, по признанию Юрия Ракова, буксует. До сих пор не удалось переселить ни одно предприятие. Можно ли в таких условиях закладывать в Генплан глобальную эвакуацию промышленности?
В общем, экономистов понять несложно. Однако градостроители тоже недоумевают. "Мы так и не получили четкого ответа: будет ли объединение двух крупнейших судостроительных заводов и создание вместо них новой современной судоверфи. Но мы же не можем фантазировать на этот счет!" - возмущается Виктор Полищук. Вопрос далеко не праздный. Наличие у федеральных властей программы создания судостроительных холдингов озвучил еще Илья Клебанов, будучи тогда министром промышленности. Даже объяснил механизм государственного воздействия на частные предприятия, чтобы побудить их к такому слиянию. Проект строительства оборудованной по последнему слову техники судоверфи вместо морально устаревших предприятий начал обсуждаться еще в середине девяностых. Но если его реализовывать, надо резервировать огромные территории на побережье (никому не придет в голову закрывать действующий завод и строить новый на его месте). А если никаких перемен не будет, тогда ту же землю можно использовать для других целей. А иначе получится, как с участком для строительства подстанции в Центральном районе. В прошлом Генплане земля была выделена, потом, когда потребность в электроэнергии в городе падала, ее благополучно продали, а теперь в центре нет возможности присоединять новых потребителей и нет свободных мест, чтобы строить подстанцию.
Так что нынешний Генеральный план делается в значительной степени умозрительно. Так, как хотелось бы видеть город градостроителям. Например, рассчитан он будет на население 5 миллионов человек при нынешних 4,7 миллиона и проблематичном росте числа жителей (то есть с запасом). Предполагается резко увеличить число рабочих мест - на 1 миллион. При этом жители должны перемещаться из старых "спальных районов" в центр и в пригороды, и рабочие места планируется создавать в первую очередь там же. Новые места для работы должны быть скорее офисными, поскольку прогнозируется увеличение площади деловых помещений с 40 до 75 миллионов квадратных метров, а промышленных только с 32 до 35 миллионов. Новое жилье - малоэтажным (предлагается построить 40 миллионов квадратных метров многоэтажек и 20 миллионов квадратных метров коттеджей).
Что все это, похоже, пожелания - понимают все. "Ничего, первый Генеральный план тоже не был до конца выполнен", - успокоил участников заседания правительства депутат Законодательного собрания Владимир Гольдман. - Но принимать документ надо, чтобы было можно разрабатывать градостроительный регламент". Так и порешили. На разработку самого генерального плана градостроителям отвели еще год. И не больше, ибо в 2005 году прекращает официально действовать старый генплан, который на деле, как признала губернатор, умер еще лет десять назад.