По сравнению с прошлыми годами в продаже билетов действительно произошли большие изменения к лучшему. Московская железная дорога, как говорит Олег Прохоров, начальник пассажирской службы МЖД, сейчас отдает в кассы максимальное количество мест - 60-70%. Остальные 20-30% - это резерв для перевозки детских групп по отдельным датам. Бронируется только 60-70 мест в поезде (это примерно одна десятая часть всего состава). Постоянно назначаются новые поезда и прицепляются дополнительные вагоны. Работа железнодорожников налицо.
Действительно, ажиотаж, длиннющие очереди в тридцать человек за билетами в Москве можно встретить только в одном месте - в Московском железнодорожном агентстве на Комсомольской площади. И то с утра, когда начинается предварительная продажа за 45 суток. Рядом, буквально в ста метрах, в кассы на Ярославском вокзале за теми же самыми билетами стоят уже по пять - восемь человек. Несмотря на то что уже несколько лет на всех вокзалах во всех кассах, соединенных между собой, одновременно появляются одни и те же билеты, пассажиры упорно верят в то, что в МЖА билетов будет больше.
Немного народу на московских вокзалах в течение всего дня. Чтобы пообщаться с кассиром, достаточно набраться терпения всего на полчаса. Другое дело: не факт, что в кассе окажется билет на нужный вам поезд. Это уже никак не зависит от степени самоотверженности труда железнодорожников.
Предусмотрительный пассажир приезжает к самому-самому началу предварительной продажи билетов за 45 суток. Предусмотрительных пассажиров много, и в результате полки в купе и плацкарте на какой-нибудь "Евпатория - Москва", "Керчь - Москва", "Феодосия - Москва" расходятся за считанные минуты.
В последние две недели билеты достаются вообще самым распредусмотрительным. МЖД в качестве эксперимента стала продавать билеты за 45 суток, начиная не с восьми утра, как это было традиционно, а с шести, мол, кто рано встает, тому бог подает. До нововведения ушлые пассажиры приезжали к шести часам утра, отдавали паспорта кассирам, чтобы те заранее ввели данные, и "схватили" билеты в восемь, как только начиналась продажа. После введения шести часов должна была отпасть необходимость в ожидании. Вместо этого пассажиры, имеющие на то возможность, стали приезжать к пяти утра. А не имеющие (метро, например, работу начинает в пять тридцать, а ехать практически до любого вокзала с окраины города на метро не меньше двадцати минут) рискуют остаться без билетов вовсе. Кстати, в первые дни "накололись" и желающие купить билеты совсем не на курортные направления. Студенту Максиму Беликову очень надо было попасть в Алма-Ату 20 августа в день открытия продажи он как порядочный пассажир приехал на всякий случай к восьми часам на Ленинградский вокзал, не зная о том, что МЖД, о нем позаботившись, ввела новый график. Билетов в это время уже не было.
По словам Олега Прохорова, раннее время начала продаж было введено в качестве эксперимента, чтобы посмотреть, что из этого получится, и потом, по отзывам пассажиров, сделать соответствующие выводы.
Тем не менее у Максима есть еще шансы попасть в Алма-Ату. Парадокс нашей железной дороги заключается в том, что при отсутствии билетов за 45 суток их можно купить иной раз за неделю. Сейчас МЖД постоянно анализирует наличие мест в поездах и, если обнаруживается, что их нет, направляет на "дефицитные", популярные места отдыха дополнительные составы и вагоны. И железнодорожники советуют, что, если не удалось купить билет в день открытия продажи, можно еще раз попытаться за двадцать дней. Причем на эти дополнительные поезда билеты разбирают уже не так быстро.
- Я купил билет в Анапу на поезд, который отходит через неделю, - поделился с "РГ" Александр Иванов в полвосьмого, отходя от окошечка кассы. - Сейчас очень много поездов назначают, поэтому особенно не волновался.
С билетами в Сочи, Анапу, Хосту, Адлер, Новороссийск проблем действительно практически нет. Другое дело - Крым. Украина - это больное место железнодорожников и, естественно, их пассажиров. Ежедневно и на наши юга, и на украинские отправляются по десять тысяч пассажиров. Из Крыма ходят поезда не только российского формирования, но и из братского славянского государства. И с "ненаших" поездов в наши кассы поступает только 40% билетов. Неделю назад было вообще 30%, но железнодорожникам удалось договориться с Киевом. Эти 40% мест по утрам исчезают в кассах вообще с феноменальной скоростью. В начале седьмого утра в лучшем случае можно выкупить боковые места или на верхних полках.
- Во вторник, 13 июля, в первый день продажи билетов на 26 августа, с Северного Кавказа мы получили пять тысяч мест, - рассказывает Олег Прохоров. - Из Крыма - 2500. Но ведь оставшиеся 2500 мест есть, туда же мы народ отправили, и должны остаться по всем законам физики и логики. И если туда ежедневно отправляются поезда на десять тысяч мест, то и обратно должно прибыть столько же.
Билеты эти, естественно, где-то будут проданы. Но не будешь же в Крыму на отдыхе каждый день бегать к кассам и спрашивать, не появился ли билет. Тем более что там касс гораздо меньше, работают они медленнее, а, следовательно, очереди не в пример московским вокзалам там везде. Поэтому МЖД советует все-таки не настраиваться на то, что отдых будет испорчен тревогами за обратную дорогу, а попытаться все-таки купить здесь за 20 дней.
В июле и августе МЖД договорилась с украинским железнодорожным ведомством о том, что в южных поездах будет увеличено число вагонов, а, кроме того, на Евпаторию, Феодосию, Симферополь и некоторые другие крымские города назначат дополнительные поезда.