27.07.2004 05:00
Экономика

Почему дорожает мясо

Кто виноват в том, что в России дорожает мясо
Текст:  Евгений Арсюхин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3535)
Читать на сайте RG.RU

Итак, правительство взялось за импортное мясо два года назад. Теперь ввоз курятины жестко квотируют (ограничивают объемы), а неумеренный ввоз "черного мяса" давят рублем (так называемые тарифные квоты). Масла в огонь добавили ветеринары, которые по весне попытались вовсе запретить ввоз европейского мяса из-за того, что ЕС никак не может подписать с Россией Единый ветеринарный сертификат, но после резкой реакции ЕС дали срок исправиться до 1 сентября.

Прежде всего обратим внимание на странный факт: хотя "черное мясо" подорожало в среднем на 40 процентов, колбасы поднялись в цене только на 8. Причина в том, что "колбасники" за счет своей прибыли держат рост цен, понимая: у покупательной способности граждан есть четко определенный предел. Но держать цену бесконечно не смогут и они.

Складывается парадоксальная ситуация: мяса нужного качества и в нужных количествах российский агропром поставлять как не мог, так и не может, но тем не менее настойчиво добивается защиты от импорта.

Ситуацию, по просьбе "РГ", прокомментировал директор Всероссийского института мясной промышленности Андрей Лисицын:

- Да, можно ограничить ввоз мяса, но только это не сделает наш продукт конкурентоспособным. В стране по-прежнему отсутствует государственная политика в сфере животноводства, - констатировал ученый.

Г-н Лисицын указывает на такой банальный и набивший оскомину факт: дотации производителям мяса в том же ЕС составляют примерно 1000 долларов на тонну. Вливания из государственного бюджета ЕС в фермерские хозяйства делают тамошний продукт как бы дешевым и конкурентоспособным. Нашему животноводу не светит ничего подобного, поскольку денег на прямые дотации в России нет, нет и идей, как выкрутиться из ситуации "малой кровью". Это и приводит, по словам нашего собеседника, к парадоксу:

- Все говорят, что производство мяса в стране выросло на 7 процентов, но никто не любит вспоминать, что одновременно с этим в прошлом году поголовье скота сократилось на 9 процентов и продолжило сокращаться и в этом году, - говорит г-н Лисицын.

Птицеводство - особенно показательный пример. После того как правительство резко ограничило ввоз иностранной курятины, отечественный птицепром разом рванул на 17 процентов. Это заметили и потребители, которые накинулись на качественную отечественную курочку (потребление курятины выросло на 40 процентов). Но, как уже говорилось, теперь дорожает и она, даже еще резче, чем "черное мясо". Почему?

- Началась проблема кормов, - говорит г-н Лисицын, - Россия хвалится своими успехами по экспорту зерна, не замечая, что тех же кур нечем кормить. Государство должно сделать так, чтобы так называемое "лишнее зерно" шло бы в животноводство и птицеводство.

Как быть? Увы, опрошенные нами эксперты не сумели предложить ничего более "умного", как сотни раз обкатанный за рубежом механизм: государство выкупает "лишнее" зерно у производителей, и, неся убытки, направляет его животноводам. Это страшно нерыночно и безумно дорого для бюджета, но так пока делают все так называемые "развитые страны", на которые при удобном случае принято ссылаться.

- Так что дешевого мяса, самого по себе, не бывает. Дешевизна возникает только в результате помощи того или иного государства своим фермерам, -подводит черту г-н Лисицын.

Что же касается самих по себе защитных мер, к ним много претензий и у импортеров, и у производителей мяса, но это - претензии разного порядка. Если для импортеров любая форма квотирования - зло, то производители сетуют, что чиновники с ними не советуются, в результате чего "правильно заряженные пушки" зачастую палят впустую. А крайним оказывается производитель, который "не смог" воспользоваться якобы колоссальными преференциями. Так, практически все из опрошенных нами участников рынка сходятся на том, что идея распределения квот по странам порочна сама по себе. "Не надо указывать нашим закупщикам, у какой страны покупать мясо, - сказал нам один из собеседников, - так, Бразилия поставляет неплохой товар, но мы вынуждены, по определенным причинам, от него отказываться в пользу США".

Пожалуй, претензий нет только к ведомству Сергея Данкверта (федеральное агентство по ветеринарии), которое, похоже, предпринимает крайне трудоемкие усилия для того, чтобы Россия не осталась после 1 сентября без европейского мяса. Как стало известно корреспонденту "РГ", в правительстве есть серьезные опасения, что ЕС и 1 сентября не сумеет подготовить единый ветсертификат. Чтобы не оказаться "с нулем", ветеринары начали проверки в странах Балтии и в Польше, на очереди - Чехия и Венгрия. Сергей Данкверт заявляет, что после "дня знаний" Россия позволит ввозить мясо только тех предприятий стран ЕС, которых заранее проверят. Видимо, даже если единый сертификат не будет готов, Россия разрешит ввоз от заведомо благонадежных европейских поставщиков.

Подведем итог. Будет ли мясо дорожать и дальше? Увы, да. Кто виноват? Защитные меры, оказавшиеся оторванными от политики в отношении животноводства внутри страны. Значит ли это, что нам "не стоило" ограничивать импорт? Не значило. Отказ от попыток защиты рынка привел бы к полному провалу отечественного животноводства и к тотальной зависимости России от ценовой политики США и ЕС. А кто поручится, что через энное количество лет поставщики мяса из-за рубежа не сказали бы нам: "малина кончилась, теперь будете брать наше мясо по нашим внутренним ценам"? Никто. Другое дело, что, маневрируя теми же запасами зерна, власти могли бы уже сегодня улучшить жизнь нашего животновода. Но, когда экспорт зерна приносит колоссальные доходы, взяться за это дело, наверное, тоже непросто.

ВЭД АПК