28.07.2004 01:40
Экономика

Богатства с правом продажи на аукционе

Текст:  Екатерина Васильченко
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3536)
Читать на сайте RG.RU

Этот многострадальный документ, кажется, уже в третий раз начинают писать практически с нуля. Глава МПР Юрий Трутнев обещает завершить работу в рекордно короткие сроки и уже в ноябре-декабре внести законопроект в кабинет министров. В мае, по его прогнозу, обновленный закон должен вступить в силу.

Пока же разработчики договорились об основных принципах, которые будут положены в основу обновленного документа.

Главной сенсацией предлагаемой схемы явилось как раз отсутствие той сенсации, которую все ждали и о которой так яростно спорили. Там нет ни слова об отмене лицензий на месторождение и передаче недр в концессию. Напомним: концессия означает, что разработчик месторождения не подпадает под действие российской налоговой системы и работает на особых условиях, согласованных с государством. Определенный опыт в этом плане есть: уже почти 10 лет разрешено в отдельных случаях разрабатывать месторождения на основе соглашений о разделе продукции (СРП), которые являются одной из разновидностей концессии. Принцип СРП, который когда-то с боями удалось отстоять в Госдуме, был особенно любим иностранцами, да , собственно, и принимался с целью привлечения зарубежных инвестиций. Эффект, однако, был получен едва ли не противоположный: ни одно из месторождений, переданных в разработку на основе СРП, до сих пор полноценно не работает. Более того: совсем недавно МПР пригрозило одной крупнейшей западной компании, что отберет у нее лицензию на группу месторождений в Ханты-Мансийском автономном округе за то, что запасы, разведанные и готовые к добыче более 10 лет назад, так и лежат нетронутыми. Причина проста: все эти годы компания не хотела вкладывать деньги в месторождение, надеясь "пробить" для себя режим СРП. В итоге государство потеряло миллиард налоговых рублей.

Новую концепцию Закона о недрах МПР собирается писать с полным уважением к налоговой системе: все иностранцы, которые хотят разрабатывать месторождения в России, должны будут зарегистрировать здесь свои дочерние предприятия, чтобы платить налоги по полной схеме именно в России, а не где-то еще.

Исключение могут составить лишь уникальные объекты, которые будут предоставлять в пользование по решению правительства страны. Однако до сих пор в отношении таких объектов соблюдались приоритеты российского государства: так было сделано, например, в отношении Штокмановского нефтегазового месторождения в Баренцевом море. Его на равных правах разрабатывают "Газпром" и "Роснефть" - компании с солидным госпакетом акций.

Таким образом, главной сенсацией продолжает оставаться фактическая отмена принципа "двух ключей", согласно которому недра до сих пор находятся в совместном ведении федеральных и региональных властей. Впрочем, соответствующая поправка должна появиться гораздо раньше, чем заработает обновленный Закон о недрах. Ее внесут в действующую редакцию закона, и она уже прошла первое чтение в Госдуме.

От законопроекта, разработанного командой Грефа, похоже, останется лишь переход исключительно на аукционный принцип выдачи лицензий: выиграет тот, кто заплатит государству больше денег.

Впрочем, есть и еще кое-какие любопытные новшества. Например, предполагается установить предельные размеры месторождений - не более 100 квадратных километров для твердых полезных ископаемых, не более 800 квадратных километров на суше и не более 4000 квадратных километров на шельфе - для нефти и газа, не более 1000 квадратных километров для подземных вод. Уникальными природными объектами, распределять которые будет уполномочено правительство России, станут месторождения с запасами более 100 миллионов тонн нефти, более 100 миллиардов кубометров газа, свыше 400 тонн золота, свыше 500 миллионов карат алмазов и свыше 10 миллионов тонн меди.

Ресурсы Минприроды