Спустя двенадцать лет после роспуска СССР не менее одного миллиона постоянных жителей постсоветских государств по независящим от них причинам, по-прежнему принадлежат к категории "лиц без гражданства" и в силу этого объективно ограничены в своих правах. Не пытаясь оценивать правовые и нравственные мотивы политики отдельных постсоветских
государств, породившей такое беспрецедентное положение, считаю своим долгом выразить беспокойство в связи с отсутствием ясных перспектив его исправления. Федеральный Конституционный закон Российской Федерации относит к компетенции Уполномоченного по правам человека защиту прав и свобод граждан России вне зависимости от места их проживания, а также граждан любых других стран на территории России. Вместе с тем
применительно к описанному выше беспрецедентному положению не могу не отметить следующее:
- отнесенные ныне к категории "лиц без гражданства" люди не имели в прошлом никакого иного гражданства, кроме советского;
- в своем подавляющем большинстве эти люди ассоциируют себя с российской культурой и считают своим родным языком русский язык.
Учитывая отмеченные обстоятельства, а также исходя из того, что в отличие от других постсоветских государств Россия является не только правопреемником, но и продолжателем СССР, полагаю возможным рассматривать защиту прав и свобод жителей постсоветских государств, принадлежащих к категории "лиц без гражданства", как относящуюся к моей компетенции до тех пор, пока вопрос с их гражданством не будет решен окончательно. Намерен осуществлять указанную миссию в тесном сотрудничестве с национальными правозащитными институтами соответствующих постсоветских государств и с профильными международными организациями.
В. Лукин
29 июля 2004 года