Полностью этот трубопровод будет готов к работе к сентябрю, для чего потребуется четыреста двадцать пять тысяч тонн нефти. По сообщению национальной компании Нафтогаз Украины, коммерческая прокачка нефти начнется в октябре 2004 года.
По новому маршруту до конца года будет прокачано около двух миллионов тонн российской нефти. Примечательно, что нефть по трубопроводу потечет... в обратную сторону, так как технологически он рассчитан на работу в прямом и обратном направлениях.
Дело в том, что нефтепровод Одесса - Броды был построен более двух лет назад для транзита каспийской нефти в Европу в обход турецких проливов. Ее должны были закачивать в Одессе (порт Южный) и пускать до Брод. Однако трубопровод простаивал, потому что не было реальных предложений по поставкам сырья из Каспийского региона. Перспективы его использования в этом направлении - из Одессы в Броды - были неясны. Как сказал директор отдела либерализации и развивающихся рынков компании Energy Markets Limited Питер Камерон, до сих пор нет ответа: какую конкретно нефть с Каспия предполагается транспортировать по этому нефтепроводу Одесса-Броды. Совершенно не ясно, какие вообще предлагаются контракты, а также сколько все-таки необходимо инвестиций для запуска нефти с Каспия.
На этом фоне предложение российских компаний - перекачивать нефть в ином направлении, в сторону Одессы, прозвучало весьма заманчиво. Ведь выиграли от него и Россия, и Украина. Предполагается, что в год по этому маршруту будут прокачиваться девять миллионов тонн нефти. Поставщики найдутся. Российские компании - "ЛУКОЙЛ", "Сибнефть", "Славнефть", "ТНК-ВР" - неоднократно заявляли о планах прокачивать по данному нефтепроводу в направлении Одессы около 9 миллионов тонн сырой нефти в год.
Российское сырье продается по хорошей цене, намного дешевле каспийской нефти. Поэтому по всем прогнозам рынок сбыта российской нефти будет развиваться и дальше. Тем более что есть все предпосылки к этому. По итогам первого полугодия этого года Россия вышла на рекордные за минувшие тринадцать лет объемы добычи и экспорта нефти. Суточная норма добычи нефти почти на 800 тысяч баррелей превысила соответствующий показатель прошлого года, приблизившись к отметке 9 миллионов баррелей в сутки. Таким уровнем добычи может похвастать лишь Саудовская Аравия.
Вместе с добычей нефти развивается и инфраструктура экспорта. Поэтому интерес российских нефтяников к новым маршрутам вполне объясним. А средиземноморское направление всегда привлекало российские компании. Так что в их лице Украина получает надежного и постоянного партнера. Это признают специалисты.
- Данный бизнес-план Броды - Одесса (порт Южный) в сложившейся ситуации лучше еще и ввиду гарантии поставок со стороны надежного поставщика, - говорит директор по экономике энергетики Евразии и Восточной Европы Кембриджской Ассоциации по проведению исследований в области энергетики Мэтью Сагерс. - В любом случае в первоначальном варианте проект Одесса - Броды не будет реализован в ближайшее время.
Парадокс в том, что при видимом увеличении поставок значительной дополнительной нагрузки на Босфор практически не будет. Все объясняется просто: часть поставок сейчас осуществляется через черноморские порты в Одессу по железной дороге. Теперь эта нефть пойдет по трубопроводу. Но даже без этого девять миллионов тонн - это всего лишь восемь процентов от объемов всей нефти, что идет транзитом через Босфор. Как уверяют специалисты, в худшем случае, если вдруг случится какой-нибудь катаклизм и пролив Босфор будет закрыт, оператор нефтепровода Одесса - Броды сможет спланировать необходимый план-график действий. Кроме того, российская компания "Транснефть" серьезно рассматривает возможность участия в проекте, который снизит нагрузку на Босфор.
Поэтому если проанализировать все составляющие, то можно прийти к выводу, что правительство Украины приняло верное решение. Может быть, даже единственно верное. Причины на поверхности: трубопровод стоял пустым, люди без работы, и государство решило запустить его в дело. Это и называется экономически выверенным решением.