Поэтому вчера кабинет министров решил всерьез взяться за проблемный вопрос, поскольку, по словам премьер-министра Михаила Фрадкова, средства, которые будут получены в 2005 году от приватизации госимущества, должны стать резервом экономического развития страны. Видимо, других резервов у страны уже нет.
По словам главы минэкономразвития Германа Грефа, проблема процесса приватизации заключается в том, что миноритарные пакеты акций (менее 25 процентов), преобладающие в собственности государства, практически не востребованы. В основном рынок охотится за крупными пакетами. Одновременно в последние годы госсектор по рыночным показателям проигрывает частному, хотя доля первого в формировании ВВП составляет 40-45 процентов. Именно поэтому правительство должно внимательно отнестись к вопросу приватизации - в некоторых секторах экономики присутствие государства избыточное и неэффективно. По данным минэкономразвития, около 16 процентов госпредприятий вообще находятся в состоянии перманентного банкротства и лишь 25 процентов выплачивают хоть какие-то дивиденды.
В 2005 году правительство намерено продать пакеты акций 560 акционерных обществ и 1324 ГУПа преобразовать в АО. Несмотря на столь обширный список, потенциальных покупателей наверняка в большей степени интересует три предприятия - "Связьинвест", "Аэрофлот" и "Иркутскэнерго". Но конкретного решения по "Связьинвесту" и "Аэрофлоту" по-прежнему нет. Что касается первого, то, скорее всего, он все-таки будет продан. Правда, заявленный пакет акций в размере 75 процентов может быть и облегчен. Как отметил Греф, затягивать с продажей "Связьинвеста" нельзя, поскольку компания является владельцем контрольных пакетов акций ряда операторов традиционной связи, которые в последние годы теряют свои позиции на рынке. То, что государство владеет контрольными пакетами, не дает возможности руководству операторов вести нормальный бизнес - принятие решений постоянно затягивается. В конце концов, так можно вообще погубить эти компании. Но дилемма в том, что государство хотело бы сохранить хоть какой-то контроль над "Связьинвестом", чтобы не создавать на рынке частную монополию.
Окончательное решение по "Аэрофлоту" в соответствии с данным минэкономразвития распоряжением должно быть принято до 1 октября этого года. Сам Греф не видит особых препятствий для продажи всего пакета акций (51,17 процента), находящегося в госсобственности. Наоборот, по его словам, это должно только повысить конкуренцию на рынке воздушных перевозок. К тому же, уверен главный экономист, перевозка пассажиров не является государственной функцией. Между тем менеджмент компании пока не очень рад такой перспективе и этот вопрос правительство еще будет урегулировать.
Что касается "Иркутскэнерго" - также вожделенный лот для потенциальных покупателей, - то это предприятие точно не пойдет на продажу до 2006 года. Хотя и эта дата не окончательная. Правительству необходимо структурировать собственность предприятия, поскольку предполагается выставить на продажу не все объекты компании, многие из которых находятся в ее ведении, но не принадлежат и даже не арендованы. "Необходимо оформить их имущественный статус", - отметил Греф. Кроме того, в ее ведении находятся магистральные сети.
В общем, приватизация - дело нелегкое. В России этот процесс растянулся на десять с лишним лет и говорить о его окончании пока что рано. Раньше в правительстве называли годом окончания 2007 год, но уже понятно, что такими темпами за оставшиеся три с половиной года завершить процесс передачи госсобственности в частные руки не получится. Это признает и Герман Греф, правда, не теряя оптимизма - все, конечно, не продадим, но от большей части избавимся.