31.07.2004 00:55
Культура

Русские участвуют в Венецианском фестивале

В конкурсе Венецианского кинофестиваля снова наш фильм
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3539)
Читать на сайте RG.RU

Светлана Проскурина снимает редко, каждый ее фильм - раритет. По первому образованию театровед, путь в кино она начала еще в 1982-м короткометражкой "Родительский день", в 1987 году сделала большую игровую картину "Детская площадка", затем "Случайный вальс" (1989, приз "Золотой леопард" в Локарно) и "Отражение в зеркале" (1992), с которым участвовала в престижной программе "Двухнедельник режиссеров" в Канне. С той поры снимала полнометражные документальные картины для канала "Культура" об Эрнсте Неизвестном, Михаиле Шемякине, Михаиле Пуговкине, Александре Сокурове.

У Проскуриной еще 19 конкурентов, среди них Клэр Дени с фильмом "Посторонний", Франсуа Озон с картиной "5 х 2" и Арно Десплешен с "Королем и королевой" (Франция), немецкий классик Вим Вендерс ("Земля изобилия"), израильтянин Амос Гитаи ("Земля обетованная"), Ху Сяосень ("Кафе "Люмьер", Япония), легендарный японский аниматор Хаяо Миязаки с новой лентой "Блуждающий замок с привидениями". На фестивале будет широко представлено итальянское кино - всего 21 фильм, из них три в конкурсе: "Ключи от дома" Джанни Амелио, "Работать с лентяйкой" Гвидо Кьезы и "Всюду шесть" Микеле Плачидо. На втором месте по числу картин-участниц - США, которые представлены 20 лентами, из них в конкурсе "Палиндромы" Тодда Солондца, "Вера Дрейк" Майка Ли, "Рождение" Джонатана Глэйзера и "Ярмарка тщеславия" переехавшей в США из Индии Миры Наир.

Кира Муратова тоже оказалась в неплохой компании мастеров класса Клода Шаброля ("Мадемуазель с достоинством"), Джонатана Дэмме ("Маньчжурский кандидат"), Марка Фостера ("В поисках Никогдаландии"), Майкла Манна ("Дальний родственник")... В секциях "Горизонты" и "Венеция цифровая" российских картин нет.

Отборочная комиссия за четыре месяца посмотрела около 1900 фильмов, оставив в списке 170. "Мы собрали в Венеции величайшие картины года независимо от страны их производства, - сказал новый директор Мостры итальянский критик и продюсер Марко Мюллер. - Есть очень качественное европейское кино, но американские фильмы обладают чем-то таким, что не выбросишь вот так просто из головы - они зрелищны. Поэтому их так много".

Особыми аттракционами праздника обещают стать показ фильма Майкла Рэдфорда по "Венецианскому купцу" Шекспира с Аль Пачино, Джереми Айронсом и Джозефом Файнсом, снятого на берегах лагуны в антураже XVI века, и премьера киноальманаха "Эрос", состоящего из трех любовных новелл; их сняли Стивен Содерберг, Вонг Кар-вай и 92-летний Микеланджело Антониони. Среди именитых гостей Венеции ожидаются Стивен Спилберг (с фильмом "Терминал", которым 1 сентября откроется фестиваль), Том Круз, Дензел Вашингтон, Том Хэнкс, Николь Кидман, Эллен Баркин, Дженнифер Джейсон Ли, Ксавьер Бардем, Аль Пачино, Джо Данте, Валерия Бруни-Тедески, Квентин Тарантино и многие другие.

Наша конкурная лента - абсолютно авторская работа, Светлана Проскурина сняла ее по собственному сценарию и благоразумно отказывается как-либо определять ее жанр. Называет эту историю любви - "телефонной": двое звонят друг другу, принимая друг друга за кого-то совсем иного. Из известных актеров в "Удаленном доступе" снимались Елена Руфанова и Владимир Ильин, а на главные роли, верная своей традиции, Проскурина пригласила непрофессионалов.

Герои молоды, их играют дебютанты Дана Агишева и Александр Плаксин. Дана - студентка романо-германского отделения филфака МГУ, Сашу режиссер по кастингу Татьяна Комарова нашла в Воркуте. Проскурина считает это точным попаданием: ей нужны были молодые люди, не испорченные нашим прагматичным временем, и выручила в таких случаях, как часто бывает, провинция. Уже во время съемок парень поступил в Петербургскую Академию театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) и теперь там учится, выбрав свой путь в жизни. "Мне они оба очень дороги, - сказала в интервью "РГ" Светлана Проскурина. - Мы просмотрели несколько тысяч мальчиков и девочек в поисках наших героев, и я уже почти отчаялась, пока не нашли этих двоих. Картина снималась трудно, часто останавливалась из-за отсутствия денег, так что мы провели вместе очень много времени и совершенно сроднились".

На вопрос, волнуется ли она перед Венецией, режиссер фильма отвечает: "Не волнуюсь, отношусь к этому спокойно. Потому что точно знаю, что бомбы в одно место дважды не падают. (Проскурина имеет в виду прошлогодний триумф в Венеции нашей картины "Возвращение" - В.К.). Для меня важнее другое: я давно не снимала и теперь, по сути, возвращаюсь в кино. А кто знает, что происходит с человеком, когда он делает такие паузы в работе? Что в нем за это долгое время накапливается, и накапливается ли вообще? Это мой личный сюжет. И появиться сейчас на таком фестивале, как Венецианский, с новым фильмом - для меня это важная качественная подробность, которая, не скрою, утешает... Но кино - дело артельное, и очень важно, что рядом со мной работали такие мастера, как Ольга Николаева. Она была одновременно художником-постановщиком и художником по костюмам. У нее есть удивительно ясный внутренний стиль, и она для меня, как лакмусовая бумага. Изумительный оператор Саша Буров и звукорежиссер Владимир Персов буквально соткали из образов и звуков атмосферу картины, которая была для нас так важна".

В Венецию Проскурина уже прилетала 11 лет назад, когда там шла вне конкурса картина "Отражение в зеркале". "Удаленный доступ" впервые увидит большой экран только во время фестиваля - новая дирекция поставила строжайшим условием никому не показывать картину до премьеры на Лидо.

Фестиваль закроется 11 сентября японским анимационным фильмом Отомо Катсухиро "Рубаха-парень".

Театр