02.08.2004 02:50
Общество

Радиостанции "Маяк" исполнилось сорок лет

Знаменитая радиостанция празднует свое сорокалетие
Текст:  Андрей Стенин
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3540)
Читать на сайте RG.RU

В 1964 году руководством Советского Союза (по инициативе Александа Николаевича Яковлева) было принято решение о создании принципиально нового для того времени круглосуточно типа радиовещания. Пятиминутные новостные выпуски каждые полчаса и между ними музыкальные программы, радиоткрытки и утренние юмористические передачи быстро завоевали популярность государственной общесоюзной радиостанции. Радиокомпания "Маяк" сегодня - это три независимые СМИ ("Маяк", "Маяк-24" и "Юность"), объединенные одной организационной структурой. В канун сорокалетия старейшей отечественной радиостанции корреспондент "РГ" встретился с недавно назначенным председателем ФГУП ГРК "Маяк" Сергеем КУРОХТИНЫМ.

 

- Как вы будете отмечать эту дату?

- Первого августа 1964 года мы начали вещание и в эти дни отмечаем сорокалетие начала вещания, но наиболее торжественные праздничные мероприятия, которые охватят всю страну, пройдут уже в октябре. Почему? Мы ждем, когда все наши слушатели, а нам важен каждый слушатель, вернутся из отпусков. Уже есть много интересных задумок: общенациональные конкурсы, концерты, но пока об этом рано говорить.

- Что такое государственное радио? В чем его специфика? В каких отношениях с государством находится "Маяк"?

- По моему ощущению, "Маяк" оказался в уникальной ситуации: он находится с государством в равноправных отношениях. Именно сорок лет "Маяка" позволяют говорить о нем, как об общественном радио, не государственном. Эта функция не была "Маяку" поручена - сама история сложилась так, что мы имеем радио, которое в любую минуту помнит, что работает для всего общества. Государство выделяет нам бюджет, но при этом ни в одном государственном кабинете нам не говорили, какие программы нам нужно ставить в эфир. Еще раз подчеркну, что сорок лет - это тот капитал, который позволяет нам говорить с государством на равных.

- Каково распределение аудитории между тремя радиостанциями "Маяка"?

- Самая большая и самая возрастная аудитория у "Маяка". Он, безусловно, входит в лидирующие тройки радиовещания как по всей стране, так и по Москве. Последний опрос РОМИР-мониторинг показал, что "Маяк" в стране слушают 40% населения. На "Маяке-24", который выходит в Москве на ФМ-частоте, аудитория тоже зрелого возраста, примерно сорока лет. Формат "Юности" - это люди моложе аудитории "Маяка-24", но старше подросткового возраста. Главное наше богатство - это бренд "Маяк", и он будет единым. Растаскивать бренд по разным названиям мы не будем.

- Какие главные задачи сейчас для вашей компании?

- Перед "Маяком", как и перед другими государственными СМИ, встают три очень важные задачи: первая - это техническое перевооружение, вторая - расширение аудитории, третья - создание сетевого вещания. Техническое перевооружение связано в целом с состоянием системы радиовещания в нашей стране. Как мы знаем, проводное радио уже уходит, и государственная задача в том, чтобы решить - чем его можно заменить. Этот вопрос - как сохранить единую систему радиовещания по всей стране - на государственном уровне уже обсуждается, и в ближайшее время вариант должен быть найден. Создание технически качественных программ для "Маяка", как для других государственных СМИ, не проблема - мы работаем на самых современных цифровых носителях. Но система распространения сигнала "Маяка" - это государственная проблема. Здесь возможны разные варианты: переход на ФМ-вещание, переход на цифровое вещание или модернизация системы проводного вещания.

Вторая задача, стоящая сейчас перед нами, это - расширение своей аудитории. Мы очень благодарны зрелой части нашей аудитории, но люди 20-30 лет, которые интересуются тем, что происходит в обществе, они потенциальная аудитория "Маяка". Программы для них обязательно появятся.

Третья часть задачи - это сетевое вещание. У нас нет редакций в регионах. Сейчас таких партнеров мы будем искать. "Маяк-24" как раз был таким полигоном для отработки московской версии "Маяка".

- Где за пределами России принимают "Маяк"?

- Мы вещаем в Интернете. В эфирном же вещании самый сложный для нас вопрос - это передачи на страны СНГ. Когда существовал СССР, в каждой республике нынешнего СНГ был собственный передатчик "Маяка". Даже до определенного времени после образования независимых стран "Маяк" оплачивал работу передатчиков. Потом на уровне руководителей стран СНГ было принято решение, что вещание "Маяка" является делом суверенных государств, как часть их заботы о русскоязычном населении этих республик. На нас, таким образом, возложена доставка сигнала, но самой системой организации вещания "Маяка" мы уже не занимаемся. Это - дело самих стран СНГ. К сожалению, в ряде стран в последнее время вещание "Маяка" прекращено. Мы получили ссылки на технические и иные причины. Надеемся, что это правда и технические проблемы будут решены в определенные сроки, так что вещание "Маяка" в таких странах, как Туркмения и Белоруссия, возобновиться.

- Человек радийный - кто он?

- Это человек с высоким КПД. На телевидении от усилий конкретного человека не так много зависит. Работает очень большая команда, и то, что ты сделаешь, - результат соединения усилий очень многих людей. На радио интереснее тем, что от тебя самого зависит очень многое. Говорят, что телевидение проявляет человека, так вот радио проявляет гораздо сильнее. Какой ты есть - это на радио слышно сразу. Поэтому для меня ко всем своим сотрудникам, с которыми я работал и работаю на радио, есть два основных требования - естественность и компетентность. Если эти два условия соблюдаются, то человеку на радио ты поверишь, ты будешь его слушать, если же этого нет - тебя не спасет ничто.

- Кадры для взрослого "Маяка" дает "Юность"?

- Да, многие журналисты "Юности" работают теперь на "Маяке". Но не только. Мы, как любое СМИ, являемся неким винегретом: люди приходят из разных мест, но через какое-то время становятся "маяковцами". Все равно основной коллектив на "Маяке" трудится не один год, не пять и не десять. В этом есть и отрицательные стороны, но положительно прежде всего то, что в коллективе живут традиции. Традиции, как закваска, помогают людям ощущать себя "маяковцами".

- Что за традиции?

- Самая важная - разговор со страной. Любой вещатель в ФМ-диапазоне в Москве примерно представляет себе свою аудиторию, без этого он не может работать. Эти люди находятся в разных частях города, и ведущий пытается говорить с ними на их языке. Любой сотрудник "Маяка" - и это главное, это как единое магнитное поле - всегда должен помнить, что он разговаривает сразу со всей страной. Вот вы попробуйте себе представить эту страну, этих очень разных людей в Санкт-Петербурге, где бьет пушка по "Маяку", и в Петропавловске-Камчатском, о котором знаменитая фраза "Маяка": "В Москве 15 часов... в Петропавловске-Камчатском - полночь". Кстати, эта фраза показывает, сколько людей ее слышат. Поэтому любой человек, который это понимает и находит правильную интонацию, сохраняет нашу традицию.

СМИ и соцсети