- Мы, московские железнодорожники, долго завидовали музею, который находится в Ленинграде, - говорит Анатолий Фролов, машинист и почетный ветеран МЖД. - Открытие своего музея в столице для нас настоящий праздник! Пусть паровозов-экспонатов пока и не так много, но это дело будущего.
Пока на смотровых железнодорожных путях выставлено 37 различных паровозов и вагонов, а часть еще находится в реставрационных мастерских. Но то, что увидел корреспондент "РГ" на открытии, уже впечатлило. Вот знаменитый паровоз "Феликс Дзержинский" - один из мощнейших советских паровозов. Машины этой серии выпускались с 1931-го по 1941 год. За ним красуется - "Серго Орджоникидзе". Гордостью музея по праву стал отметивший в прошлом году свое столетие паровоз серии "Ов", в народе его звали просто "овечкой". В течение нескольких лет этот паровоз буквально по гаечкам восстанавливали специалисты подмосковных ремонтных заводов. - Это были самые массовые советские паровозы, а выставленный в музее "старожил" проработал на железной дороге более полувека, - отметил Алексей Бочков, директор музея. Бочков на время переквалифицировался в гида и провел первую экскурсию по выставке.
На смотровых площадках стоят почтовые, санитарные, багажные вагоны. Есть даже немецкий трофейный паровоз. Осматривая его, ветераны в один голос заявили, что наши отечественные паровозы все же помощнее будут. На соседнем пути стоит особенный бронированный "Вагон-салон номер 32", в тридцатые года перевозивший самых высших руководителей страны.
Но все же один из самых интересных экспонатов - отреставрированный недавно пассажирский плацкартный вагон. Он был построен в самом начале двадцатого столетия на Ковровском заводе и долгое время верой и правдой служил людям, совершая вояжи во все уголки нашей страны. Внутри, после ремонта, пахнет сосной и свежим лаком. Вместо привычных кожаных сидений - узкие деревянные лавки.
- Вы только посмотрите, какие раньше удобные ступеньки делали! По лестнице по-человечески спускаешься. Тогда думали и заботились о людях. Не то, что сейчас,- сказал выходя из вагона Хасян Зябиров, представитель руководства ОАО "Российские железные дороги".
Открытие музея почти совпало с Днем железнодорожника, отмечаемым в этом году 1 августа. А прямо на открытии экспозиции музея прошло торжественное награждение отличившихся сотрудников МЖД "без разбора чинов". Одинаково радушно поздравляли, как начальников, так и простых маляров. Тем, кому не хватило наручных часов, выдали грамоты и денежные премии.
- Посетив выставку, молодежь наверняка заинтересуется техникой, - считает Владимир Старостенко, начальник Московской железной дороги. - А память о прошлом и хорошие традиции помогут нам вырастить новое поколение инженерной интеллигенции, которая России сейчас просто необходима.