Как сообщили корреспонденту "РГ" в пресс-службе ФТС России, теперь каждая жалоба, заявление или предложение будет на особом контроле. Все их станут принимать в особом Отделе по работе с обращениями граждан, регистрировать в специальном журнале и поштучно учитывать в электронной картотеке базы данных с резолюциями должностных лиц. Причем для удобства учетный номер сформируют из начальной буквы фамилии автора жалобы, ее порядкового номера и буквы "Р" или "И", что соответственно означает российский или иностранный гражданин обратился в таможню. А теперь примерьте на себя. Если ваша фамилия начинается на Ж, порядковый номер жалобы 13 и вы россиянин, то выглядеть ваш учетный номер в особом Отделе таможни будет, как "Ж-13 р". Если жалоба коллективная, то ответ направят на имя первого лица в списке подписавших жалобу.
Поэтому главное условие - в таможенной жалобе должны быть указаны полные сведения "о потерпевшем", то есть фамилия, имя отчество, место жительства, работы или учебы. Если этих координат не будет, письма расценят как анонимки и выбросят в мусорную корзину. Правда, не все. Исключения составят те, в которых вы сообщите информацию о совершенных или готовящихся правонарушениях на таможне или угрозах жизни конкретным таможенникам. Эти письма, кстати, попадут прямо на стол к руководителю таможенной службы.
Кроме того, отныне жалобы и предложения на российской таможне станут принимать не только на русском, но и на английском языке. Это связано с тем, что, к примеру, жалобы, относящиеся к компетенции соответствующих государственных органов иностранных государств, таможенники будут переадресовывать прямо за рубеж, предварительно в письменном виде уведомив вас об этом.
В новой Инструкции также черным по белому прописано, что ответы специалистов таможни на обращения граждан должны быть предельно аргументированными, со ссылками на законы и нормативные документы. А если вдруг в жалобе заявителю будет отказано, то содержать четкое разъяснение порядка обжалования принятого решения в судебных и других инстанциях. Есть, правда, одно неудобство, которое, как говорят на таможне, обусловлено "ветом служебной тайны". Ответ вам придет по почте, на бланке письма ФТС, все, как положено, но без указания звания должностного лица, подписавшего ответ, фамилии исполнителя и номера его телефона. Хотя на втором экземпляре, который останется в таможне, все эти данные будут указаны. И в случае дополнительных вопросов вас с исполнителем свяжут.
В Инструкции оговариваются и сроки, в течение которых граждане могут ожидать решения своего вопроса. Так, резолюция, куда и к кому на рассмотрение отправится ваша жалоба, должна быть принята в течение трех дней. Все обращения рассматриваться ровно месяц, а не требующие дополнительного изучения и проверки - 15 дней со дня поступления. Если потребуется дополнительная проверка, то рассмотрение жалобы продлят еще на 15 дней, но не более. То есть на все про все устанавливается 45 дней. При этом в течение 15 дней вас обязаны письменно известить об этом.