04.08.2004 00:30
Власть

Пиар "Яблока" и КПРФ

Текст:  Андрей Колесников
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3542)
Читать на сайте RG.RU

Впрочем, при ближайшем рассмотрении выясняется, что московскую акцию имеет смысл рассматривать не как серьезную форму социального протеста, а как хорошо организованный фестиваль левого (в смысле идеологическом) пиара. Причем трудно упрекать КПРФ или "Яблоко" в том, что они на полную проектную мощность использовали информационный повод - рассмотрение закона о льготных выплатах. Акции протеста - нормальный элемент партийной политики, один из способов для "Яблока" напомнить о себе, а для КПРФ - утвердить свое недавно пошатнувшееся, но по-прежнему лидирующее положение на левом фланге.

Можно сказать, что коммунисты постепенно выходят из жесточайшего партийно-политического кризиса. Минюст признал съезд "альтернативного" ЦК нелегитимным, Геннадий Зюганов создает совместно с лидером "Родины" Дмитрием Рогозиным координационный совет двух политических сил, который бы позволил им синхронизировать свои действия как минимум в Госдуме. Проблема только в том, что все это не снимает с партии Зюганова клейма управляемой оппозиции, а с ее акций и действий - хорошо распознаваемый невооруженным глазом налет пиара, который по большому счету совершенно безопасен для власти. Что косвенно подтверждается созданием альянса Зюганова и Рогозина, которому на днях кто-то из знающих людей посоветовал сначала сдать партбилет "Единой России", а уже потом пускаться во все тяжкие.

Более или менее прозрачна ситуация и с тактикой революционной борьбы "Яблока". Поддержание имиджа теперь уже умеренно левой партии, эксплуатирующей молодежный протест, - замечательный стратегический ход. В своем прежнем виде партийная машина уже не работает, и формирование образа движения молодежи, протестующей на манер мая 1968 года, но не в массовом порядке, - едва ли не единственный способ сохранения партии Явлинского как боеспособной единицы. В этом контексте сочетание энергичных действий молодых "яблочников" с более агрессивными акциями "нацболов" или "Авангарда красной молодежи" ставит их в один ряд с записными движениями профессиональных протестующих. А это и в самом деле позволяет сменить поднадоевшую "картинку", ассоциирующуюся с брендом "Яблока", и поменять имидж.

Вполне очевидно, что империя льгот должна умереть, что с этими социальными веригами невозможно двигаться вперед и развиваться. Нет никаких сомнений и в том, что это понимают организаторы акций протеста. С другой стороны, любой хорошо организованный протест затягивает в свое силовое поле "массы" и становится отчасти стихийным - что естественно для социально незащищенных слоев в обществе, становящемся все более буржуазным. Однако подобного рода протест не может стать по-настоящему массовым и подлинно стихийным. Среди огромного массива льгот есть льготы бессмысленные, финансово не обеспеченные, фиктивные. Соответственно, значительная часть льготников либо не видела их в глаза, либо просто давно научилась жить без этого атавизма социализма. В основном к акциям протеста присоединяются те, для кого льготы имеют колоссальное символическое, морально-психологическое значение, и те, кто просто автоматически, почти профессионально, участвует в массовых шествиях, демонстрациях, митингах.

Все эти люди - всего лишь живой человеческий материал для политического пиара, призванного шершавым языком плаката сигнализировать о сохранении позиций левого движения в России. На очереди еще целый ряд реформ, и когда власть возьмется за здравоохранение, будем ждать новых митингов и молодежных карнавальных прорывов в профильное министерство.

Внутренняя политика КПРФ "Яблоко"