Российский нейтрализатор автомобильных выхлопов, созданный учеными Института нефтехимического синтеза РАН, эффективнее и дешевле зарубежных. Он удостоен премии московского правительства.
Наивные иностранцы долго не могли взять в толк: в Москве шикарных иномарок не меньше, чем в европейских столицах, но воздух... В Лондоне или Париже чуть ли не лесная свежесть, а у нас хоть противогаз надевай. Оказалось, все просто. Хлебнув отечественного бензина, иномарки теряют всю свою экологичность. Дорогие и нежные катализаторы для очистки от вредных выбросов, сделанные из платины и палладия, превращаются в дорогое "железо".
А если учесть, что наши доморощенные средства передвижения пока экологию не жалуют, вообще никаких катализаторов не имеют, то становится понятно, почему в Москве такое удушье. Сухая статистика гласит: три миллиона бороздящих московские улицы автомобилей выбрасывают из выхлопных труб ежегодно три миллиона тонн всякой "вредности". В этом "букете", в частности, - оксиды азота, углерода, и, конечно, углекислый газ - главный виновник парникового эффекта. В районе Садового кольца концентрации превышают норму в 50-60 раз! Это по официальным данным. А есть цифры для "узкого круга": выбросы нередко превышают допустимые в 100 раз!
- Мы разработали устройство, которое очищает выброс автомобиля на 90 процентов, а его цена минимум вдвое, а то и втрое меньше, чем у зарубежных из благородных металлов, - говорит доктор химических наук из Института нефтехимического синтеза РАН Валентин Третьяков. - В этом катализаторе вообще нет дорогих металлов, он "бедный". Состоит из квартета металлов -меди, никеля, хрома, железа. Уже провели испытания на "Волге", которая пробежала 20 тыс. км на обычном российском бензине. Результаты - самые оптимистичные.
Как "бедняк" на равных соперничает с "богатым"? По словам Третьякова, изюминка в так называемом эффекте сиэнергетики. Суть в следующем. Сегодня создано множество самых разных катализаторов. Так вот, если правильно подобрать их комбинацию, то можно получить систему, где, скажем, два вовсе не благородных металла, влияя друг на друга, во много раз усилят эффект.
- Говоря образно, силы не удваиваются, а удесятеряются, - объясняет Третьяков. - Когда мы много лет это доказывали и публиковали статьи, над нами хихикали. А сейчас это стало научным направлением. Принципиально важно, что наконец-то удалось объяснить, почему подобное возможно, разобраться в самом механизме удивительного явления.
Этот теоретический и технологический прорыв открывает принципиально новые возможности для создания экологически чистых автомобилей с дешевыми, но эффективными катализаторами.