В ходе бурной дискуссии о замене льгот денежными выплатами говорили, кажется, обо всем, что так или иначе касается данной проблемы, кроме, на мой взгляд, главного. Конечно, главные практические аспекты обсуждались, но основной теоретический или скорее сущностный аспект темы фактически не затрагивался. А он состоит в следующем: льготы есть система привилегий для бедных. Отметим этот важнейший момент, ибо существуют еще и система привилегий для богатых, в России не менее развитая и разветвленная.
Наша система льгот исторически восходит к советским временам, но в СССР эта система не была столь маргинализирована, как сегодня. Не в смысле своей узости (она была очень широка), а в смысле направленности на маргинальные в финансовом отношении социальные слои. Льготы в Советском Союзе адресовались и вполне обеспеченным группам населения.
У советской системы льгот были две особенности. Первая связана с тем, что государством специально сохранялась крайне недифференцированная шкала зарплат и за редкими, действительно редкими исключениями разрыв между самыми низкими и самыми высокими зарплатами был невелик. Льготы, выплачиваемые в денежной форме, нарушали бы эту идеологически обоснованную систему, создавали бы перекосы в общенационально откалькулированной тарифной и единообразно используемой сетке зарплат и пенсий. Поэтому льготы не столько увеличивали доходы гражданина, сколько уменьшали его расходы.
Вторая особенность связана с проблемой дефицита. Так возникли льготы на внеочередную установку телефона, дополнительную жилплощадь или получение квартиры вне общей очереди, на покупку автомобиля и пр.
Советские льготы выполняли три важнейшие функции.
Первая - это действительно поддержка беднейших слоев населения. Эта функция естественна и справедлива. Она должна в современной форме сохраниться и сегодня. Вторая функция - поддержка тех, кто по долгу службы или добровольно делает то, что чрезвычайно важно для общества. Так возникали льготы для военнослужащих, доноров, многодетных семей и т.д. Такие льготы в современной и гораздо более эффективной форме, чем в советские времена, должны оставаться и развиваться. Но как раз этого практически не происходит - разве что началась более или менее планомерная работа в этом направлении с военными, нищета которых стала просто угрожать полным развалом армии.
Наконец, третья функция советских льгот - преодоление недостатков системы уравниловки. Эта система не позволяла выделять тех, кто работал гораздо лучше других. В некоторых творческих профессиях эта проблема решалась с помощью гонораров, но, например, артисты гонораров не получали. Тем более не имели к ним отношения работники нетворческих профессий. Но выдающиеся достижения имелись, их было нужно пропагандировать, а их авторов и всех остальных - стимулировать на аналогичные успехи. Так в Советском Союзе возникла чрезвычайно разветвленная система правительственных и ведомственных наград и почетных званий, к которым, как правило, пристегивались и какие-нибудь льготы, часто больше напоминающие привилегии.
Заслуженные и народные артисты (автономных республик, союзных республик, Советского Союза) - это наиболее известно. Но также - заслуженные мастера спорта, народные художники, заслуженные юристы, рационализаторы, работники культуры, заслуженные и народные учителя, заслуженные и почетные металлурги, работники сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности и т.д. Эти звания давали надбавки к окладам, право на дополнительную жилплощадь, на путевки в лучшие санатории и пр., а в конечном итоге - звания пенсионеров местного, республиканского или союзного значения (с повышенной пенсией и специальным медицинским обслуживанием). Аналогичные наборы льгот (или привилегий) давали награждения Золотыми Звездами Героев или несколькими орденами. Причем речь идет не о высоком служебном положении - оно давало эти же привилегии отдельно от всяких званий и наград, хотя и те, и другие, естественно, к высокому служебному положению, как правило, прилагались.
Поразительно, но современная Россия фактически сохранила всю эту разветвленную систему иррациональных в условиях рынка званий (они, кажется, даже множатся) и наград. Иррациональных, потому что адекватных материальных льгот и привилегий к ним пристегнуть уже нельзя - никаких денег не хватит, да и не нужно.
Чем определяется оценка труда адвоката в рыночных условиях? Разве наличием звания заслуженный юрист? А качество и статус актера или режиссера - неужели званием народного артиста? А не более ли конкретными и осязаемыми, чем грамоты и значки, вещами - размерами гонораров и известностью (славой)? Конечно, последним.
Реформа системы льгот (привилегий для "заслуженных" бедных, чтобы они не оказались среди нищих) не может быть встречена с восторгом простым населением и тем более не может считаться доведенной до логического конца, если архаичный институт званий-орденов не будет радикально модернизирован.
Первое - это, конечно, минимизация самой бедности, дабы льготы не рассматривались как единственная возможность свести концы с концами, и разделение понятий льготы (помощь) и награда (почет).
Необходимо вообще отказаться от присуждаемых государством (общественные организации могут делать что угодно) каких-либо почетных званий, начиная с артистических.
Нужно резко сократить спектр правительственных наград, каковые вообще-то должны предназначаться только военнослужащим - как дань традиции; ну и одну-две правительственные награды оставить для всех остальных - но действительно за выдающиеся достижения, и раз в жизни, а не просто к 50-, 60-, 70-, 80-летиям.
Надо отделить от любых наград ныне прилагаемые к ним привилегии, особенно правовые. Почти все олигархи первой волны получили от Ельцина хотя бы по одному ордену. Зачем? Ведь их тщеславие на эту сферу не распространялось. Но правительственная награда (орден) дает послабления в случае возникновения судимости, ведет к амнистии по некоторым составам преступлений. Первые олигархи были предусмотрительны.
Наконец, нужно вообще максимально свернуть систему привилегий, то есть льгот для богатых и высокопоставленных чиновников.
Положение в социальной и государственной иерархии, уровень заработка и известность - вот три вещи, которые должны определять статус человека и уровень его материальной обеспеченности в рыночном и демократическом обществе. Более ничего.
А льготы и привилегии - только беднейшим, тяжелобольным, инвалидам, сиротам, то есть тем, кому действительно необходимо помочь, чтобы их жизнь не угасла, а может быть - и возродилась. И еще тем, в ком сегодня нация нуждается больше всего (многодетным семьям, например), а также тем, кто сверх нормы рискует своей жизнью или здоровьем ради чужой или общенациональной безопасности. И разумеется, не 50 процентов за оплату телефона, а то, ради чего человек может рискнуть собою, не опасаясь, что в результате этого риска его семья останется без возможности наскрести деньги на остальные 50 процентов.