Долгое время освобождение под залог ассоциировалось в основном с голливудскими фильмами. В них там все просто: судья назвал сумму, ударил молотком, адвокаты принесли чемоданчик с купюрами - и все довольны. В России же эта мера пока остается в диковинку, хотя в законах появилась уже давно. Как водится, в жизни все оказалось не так гладко, нежели в американском кино. В этом убедилась на своем опыте пенсионерка Нина Шумская, у которой сын попал на скамью подсудимых.
- В 1997 году я внесла залог в сумме пятидесяти тысяч рублей в кассу Куйбышевского райсуда города Иркутска, чтобы сына освободили из-под стражи на время ведения следствия, - рассказывает Нина Шумская. - В 2000 году его осудили. Залог должны были вернуть. Но правоохранительные органы не исполнили это решение, ссылаясь на разные причины. Начались мои мытарства.
Выяснилось, что суд положил деньги на свой депозитный счет, открытый в одном из местных банков. А тот банк взял да и разорился. Дело, как говорится, житейское. Но органы юстиции, попавшие по сути в разряд обманутых вкладчиков, видимо посчитали, что это не их проблемы. Нину Шумскую стали футболить.
"В связи с тем, что банк был признан банкротом и в настоящее время решается вопрос о прекращении деятельности банка, получить залог не представляется возможным. По сообщению конкурсного управляющего все невозвращенные залоговые суммы внесены в реестр требований кредиторов. Очередность удовлетворения ваших требований - 3", - ответила пенсионерке председатель Куйбышевского районного суда Иркутска О. Н. Кочержинская.
Сумятицы добавили и различные реорганизации. Так, до 1998 года за содержание судов отвечало министерство юстиции. А затем появилось специальное ведомство - судебный департамент при Верховном суде, которое и стало заведовать судебным хозяйством. Появились судебные "завхозы" и в Иркутской области. Управление судебного департамента при Верховном суде в Иркутской области приняло на баланс здания, имущество и финансы судов. Понятно, что при таких перетрясках чиновникам явно было не до какой-то пенсионерки. В какой-то момент она вообще исчезла из реестров...
Тогда Нина Шумская подала иск в суд, с требованием вернуть не только залог, но и выплатить компенсацию за моральный вред плюс проценты. Юристы сразу ей сказали - дело бесперспективное. Не потому что нет законных оснований. Основания-то, может быть, и есть. Но уж больно ответчики сильны. "Есть закон, а есть практика, - объяснил ей один известный адвокат. - Не все, что прописано в законе, имеет место быть в жизни. Здесь вообще ситуация нестандартная. Дай бог, чтобы вообще залог вернули, какие уж там проценты..."
Примерно так и получилось. Сильные и уважаемые ведомства стойко держали оборону в суде. В итоге доказали, что ничего не нарушили. Просто с банком вышла маленькая промашка. Но не штрафовать же за это чиновников... Интересно, что суд с этой логикой согласился. В решении так и записано: "Оснований для возмещения вреда истице не усматривается, поскольку залог от истицы был принят и хранился в установленном законом порядке".
Что же касается возвращения залога, то тут никто особенно и не возражал. Но и возвращать особо не торопился. Никого не волновали, что инфляция постепенно съедала залог пенсионерки. Пятьдесят тысяч рублей (до деноминации - пятьдесят миллионов) в 1997 году и в 2004-м - это совершенно разные деньги. Но чтобы вернуть их без перерасчета, пенсионерке пришлось три года судиться, а потом еще девять месяцев ждать исполнения решения. Вполне возможно, что если бы не ее настойчивость, то Нина Шумская могла вообще не увидеть этих денег... Но недавно залог ей все-таки вернули. О процентах, естественно, никто и не заикается.
Если раньше под залог освобождались до суда единицы, то теперь - десятки. Скоро, возможно, будут сотни. Это связано в том числе и с гуманизацией уголовной политики государства. Но при таком отношении чиновников хорошо зарекомендовавший себя в цивилизованных странах залог в России может и не прижиться. Потому что какой смысл его вносить, если деньги легко могут потеряться и при этом никто ни за что не будет отвечать?
Как откупиться от ареста
Андрей Князев, кандидат юридических наук:
Залог - это относительно новая мера пресечения. Применяется пока еще достаточно редко. Под залог может освободить судья, а также следователь или дознаватель, но с разрешения прокурора. Размер залога определяется индивидуально. Стандартов нет. Для дворника будет одна сумма. Для менеджера - совсем другая.
Как правило, залог применяется в отношении граждан, постоянно проживающих в той местности, где их обвиняют в совершении преступления. Если человек имеет постоянное место жительства, семью, работу, то есть большая вероятность, что следователь пойдет ему навстречу и изберет меру пресечения, не связанную с арестом.
У обвиняемых по тяжким статьям шансов выйти под залог очень немного. В моей практике был случай: за обвиняемого в грабежах и разбое адвокаты предложили залог 30 тысяч долларов. Судья в ответ посмеялся, освобождать не стал.
По закону залог может приниматься не только в деньгах, но и в ценных бумагах, драгоценных металлах. Но это случается крайне редко. Не припомню случая, чтобы в качестве залога внесли, скажем, бриллианты.
Не могут быть залогом оружие, наркотики, недвижимость. Также принимается в качестве залога имущество, на которое не может быть обращено взыскание, - это предметы первой необходимости, одежда. Для инвалида - машина. И тому подобное.
Когда дело закончится (допустим, оно будет прекращено или, другой вариант, суд вынесет приговор), залог обязаны вернуть. Но это не значит, что залог вернут в любом случае. Если подозреваемый скрывается от следствия или нарушает режим залога (скажем, не является по повесткам), то следователь вправе составить протокол о нарушении и обратиться в суд, чтобы залог обратить в пользу государства. В пятидневный срок судья должен рассмотреть это дело и вынести решение.
Залог вносится на депозит органа расследования и суда. Если же человек был уже арестован и суд согласился отпустить его под залог, то до внесения залога нельзя освобождать подозреваемого. Впрочем, в таких случаях иногда можно договориться о рассрочке. Если сумма крупная и человек не способен ее мгновенно собрать, то ему могут пойти навстречу и разрешить внести ее частями. В этом случае он подписывает обязательство внести деньги в определенный срок. Залог - это целевой взнос. Его нельзя забрать, если человек должен по приговору возместить нанесенный кому-то вред.