13.08.2004 03:00
Власть

За эффективность ответят министры

Министры ответят за цели и показатели
Текст:  Елена Лашкина
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3549)
Читать на сайте RG.RU

Главный вопрос, на который по замыслу главы кабинета министров, должны будут ответить министры, - куда идут деньги налогоплательщика. Правда, ответы на него по-прежнему были завуалированы и понятны лишь присутствующим на заседании членам кабинета. По словам Фрадкова, работа каждого министерства, службы и агентства должна быть увязана с целевыми показателями и бюджетными возможностями. "Это не является планированием, присущим советским временам. Мы создаем ориентир для работы министерств в условиях рыночных возможностей и не ограничиваем инициативы министерств", - убеждал Фрадков тех, кто уверен в возврате к Госплану.

После стройного доклада вице-премьера о четырех глобальных целях (повышение качества жизни, обеспечение высоких темпов экономического роста, создание потенциала для будущего развития, повышение уровня обороноспособности страны), которые правительство выявило из Послания президента Федеральному Собранию и Конституции, и их достижении министерствами и ведомствами, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев все же решил поинтересоваться у Александра Жукова о том, кто же все-таки будет нести ответственность за достижение или недостижение целей.

- Безусловно, правительство в целом будет нести ответственность, - сказал Жуков, видимо, позабыв наставления премьера о личной ответственности каждого министра. Впрочем, вице-премьер сразу же заметил, что "всегда можно определить, какое министерство является ответственным за отдельные показатели".

И если еще накануне вице-премьер называл "детскими" разговоры о каком-либо наказании за невыполнение определенных показателей, то вчера подкорректировал собственную точку зрения. Он не исключил возможности отставки федерального министра в случае недостижения министром поставленных целей и задач. "Правительство несет ответственность за выполнение заявленных целей, и каждый министр несет ответственность за показатели - это сделано по их собственному предложению, министры сами определяют, как участвовать в бюджетном планировании, решать задачи и какие показатели заявлять", - заметил Жуков. Отдавая дань новому веянию и продолжая расширять информационную открытость, кабинет министров намерен привлекать к этому общественность, которая, видимо, будет определять показатель оценки обществом коррумпированности власти. Но кто бы ни контролировал, в конечном итоге "все оценит президент и правительство".

Пока же чтобы министры не расслаблялись, Михаил Фрадков предложил им "держать руку на пульсе постоянно, поскольку ее положили на пульс, разработав цели, задачи и показатели".

- Но в ваших планах указано удвоение ВВП к 2012 году, а президент ставил задачу - к 2010 году, - напомнил Фрадков Жукову наставление главы государства.

- Можно переформулировать - с 2000 по 2010-й, темпы ежегодного экономического роста будут примерно похожи. Вопрос, какой десятилетний период брать, - с готовностью к корректировке заметил вице-премьер.

Планируется, что в 2012 году показатель ВВП на душу населения должен составить 18,5 тысячи долларов. В 2003 году этот показатель составлял 8673 доллара. В этом году он должен увеличиться до 9482 долларов, а в 2005-м - до 10 293 долларов.

- Можно подключить к обсуждению всех желающих, - предложил министр экономического развития и торговли Герман Греф, который вчера, по сути, сдавал вступительный экзамен. На Краснопресненской набережной пристально вглядывались в критерии, разработанные ведомством главного экономиста. Греф не подвел. Сводный документ главному экономисту очень понравился, тем не менее, он заметил, что он имеет ряд недостатков. Во-первых, слаба связь между целями и индикаторами их достижения. Во-вторых, большая часть федерально-целевых программ носит формальный характер и в них не продекларированы главные цели финансирования.

- В документе нет ответа на вопрос, как будут достигнуты цели, да и механизм не совсем ясен, - признался Греф. Именно поэтому, по его словам, к 2006 году реформирование бюджетного процесса будет выполнено лишь на 30-50 процентов от заданной планки эффективности.

Кроме того, продолжал Греф, правительству не хватает среднесрочной бюджетной программы, в которой должен быть четко объяснен механизм достижения целей. "Как только мы сформируем среднесрочный план действий кабинета министров, мы начнем применять иные, нефинансовые механизмы, и уже после этого должны быть переформатированы ФЦП", - буквально возложив на себя функции контролера, закончил свое выступление Греф.

Алексей Кудрин хочет стать вторым лицом в правительстве.

Откровенность главного экономиста, рвение и употребление уже ставших традиционными слов вроде "целеполагание и индикаторы", произвели на премьера неизгладимое впечатление. Но восхищение Фрадкова быстро прервал министр финансов Алексей Кудрин. "Комплексные показатели работы всего правительства не могут быть в полной мере разбиты по министерствам, поскольку не каждое министерство способно влиять на эти показатели, например, на повышение качества жизни населения", - заметил министр финансов.

- Например, нам часто ставят в пример казначейство Великобритании. Но там министр финансов - второе лицо в правительстве и более политическая фигура, - мягко продолжал Кудрин, видимо, заготовленную речь, которую он должен был произнести в отсутствие премьера. - Там премьер и правительство, зачастую, не вмешиваются в деятельность министра и дают ему на откуп политическую ответственность, окончательную и полную, за некоторые показатели деятельности в своей сфере. К сожалению главного финансиста, в нашей стране не такой механизм планирования и распределения ответственности. Но, чтобы слегка подправить ситуацию, он предложил определить несколько комплексных показателей работы правительства, которые не будут закреплены за отдельными министерствами.

Но документ даже в том виде, в котором он был представлен вчера, понравился и советнику президента Андрею Илларионову. "Это очень серьезный документ, те цели, задачи и показатели, которые в нем отражены, выглядят амбициозными, а с другой стороны - реалистичными", - считает Илларионов. И чтобы поддержать амбиции кабинета Фрадкова, он заметил, что "поставленных целей можно достичь в разумные сроки при сохранении высоких темпов экономического роста, которые страна демонстрирует в последние шесть лет".

- Ясно более или менее, - подвел итог обсуждению глава кабинета министров. - Сама дискуссия говорит о том, что мы начали копать.

Госуправление Правительство