13.08.2004 02:00
В мире

Турция опасна для туристов

Можно ли доверять местному вину и горячим парням
Текст:  Елена Солнцева
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3549)
Читать на сайте RG.RU

Какой же он сладкий

Горячую любовь именно к русским турки с восточной пылкостью демонстрируют при каждом удобном случае. На фотографиях, которые я вставила в семейный альбом, настоящая россыпь улыбок. Турок-официант заботливо смахивает крошки со скатерти и желает приятного аппетита, турок - служащий отеля треплет моего ребенка по головке: "Ne kadar tatli"(какой же он сладкий), шеф-повар с ухмылкой чеширского кота протягивает огромный кусок торта. Конечно, если хорошенько подумать, оснований для этой любви можно найти предостаточно. Несмотря на многочисленные предупреждения информационных агентств о готовящихся терактах, возможных землетрясениях и взрывах, русские вышли на второе место по посещаемости Турции после немцев и на первое по количеству потраченных дензнаков, оставив в этом смысле далеко позади голландцев и англичан. В среднем каждый российский турист тратит за время здешнего отдыха около тысячи долларов.

Поехал в Памуккале, тебя обворовали

На третий день нашего пребывания в Турции покупаем морскую экскурсию - осмотр подводного города. 800 000 наших сограждан в этом сезоне отправятся отдыхать в Турцию. В прозрачных глазах Ахмета (так зовут продавца) словно отражаются старинные крепости и остатки древних амфор. Несмотря на внушительную стоимость этого удовольствия (около сорока долларов на человека), отправляемся в путь еще до завтрака. Дальнейшее - словно в тумане. Сильнейшая качка на протяжении сорока пяти минут пути вызывает в голодном желудке настоящие спазмы. Осмотр подводного города в пятидесятиградусную жару - словно видение после солнечного удара. Обратный путь напоминает дорогу на эшафот. Злость, голод, разочарование...

На следующий день в отеле на ресепшн повесили объявление: "Желающие посетить Памуккале, сбор в 9 утра в холле". Памуккале - это большие меловые горы. Турецкий гид с улыбкой расхваливает белоснежные прелести, а русская девушка Катя, работающая в отеле не первый год, советует быть предельно внимательными. Количество краж кошельков, сумочек и кредитных карточек в Памуккале достигло критической отметки. Пока вы рассматриваете "хлопковый рай" (так называют турки Памуккале), воры пристраиваются сзади под видом гидов или попутчиков. Искать их в этом случае все равно что иголку в стоге сена. Турецкая полиция потребует неисчислимое количество справок, и только для того, чтобы составить протокол, вы потратите около трех часов.

Бесплатное вино грозит гастритом

Азербайджанский официант, случайно затесавшийся среди турецких, тихонько сообщает за ужином, что бочковое вино, бесплатно текущее из краника, пить не стоит. Немой вопрос вызывает у гарсона сильнейший испуг. После ужина, "прижав" официанта к стене, выясняю "секреты фирмы".

- Бочковые вина, которые закупает отель, - говорит мне Ильмар, -едва-едва прошли первую стадию брожения и относятся к разряду самых дешевых. Это вино турки не пьют, а продают оптом в отели. Содержание уксуса в таком вине намного выше допустимой нормы. Добавьте к этому фактор сильнейшей жары, и становится понятно, почему через пару дней после употребления такого напитка туристы страдают от изжоги.

За завтраком ребенок знакомых жалуется на желудок - у девочки обострился гастрит. Турки улыбаются, мол, ничего особенного, но на всякий случай предлагают отправить девочку в госпиталь. Врач из Уфы утверждает, что виной этому могли оказаться пляжные соки. Целый день дети толпятся возле автоматов с бурлящей цветной жидкостью. Нежный детский желудок, не привыкший к лошадиной дозе химии, не может справиться с нагрузкой.

Вместо того чтобы преспокойно усваивать на пляже достижения отечественной детективной мысли, мозг начинает усиленно перерабатывать информацию: наблюдение за хваленым турецким раем приносит массу неприятных открытий. Улыбающаяся горничная выходит из номера - в баночке с кремом "Виши", который стоит чуть ли не половину зарплаты, не хватает верхнего слоя. Румяный торговец фруктами протягивает пакет с абрикосами - внутри притаились подгнившие червивые плоды. Жирную черту подводит история с соседкой по пляжу, которая на протяжении нескольких дней ищет кожаное манто. Сраженная улыбками продавцов, она наконец-то привозит внушительный сверток и, развернув его в номере, в недоумении разводит руками. Кожа на рукавах плаща разных оттенков, воротник из натурального песца разлетается в разные стороны вроде старой подушки из куриных перьев. Промаявшись в последние дни отпуска в попытках вернуть покупку обратно, она уезжает, проклиная хваленую турецкую гостеприимность.

Я назову ребенка твоим именем

- Танья, Танья, ты разбила мое сердце, - поет работающий в отеле 29-летний турецкий певец Альпер собравшимся в кружок молодым русским девушкам.

Альпер работает в отеле уже не первый год и считает себя настоящим знатоком русских женщин. За свою туристическую карьеру он успел покорить сердца не одной сотни русских красавиц. Высокие, загорелые, непьющие, с вечным желанием в глазах турецкие мачо на фоне романтических анталийских пейзажей смотрятся как ожившие персонажи голливудских фильмов.

"Мой любимый Джем! Я никогда не забуду тебя и твою улыбку. Ты улыбался так, что земля уходила из-под ног. Теперь у меня под сердцем твой ребенок. Возможно, я никогда не увижу тебя, но малыша назову твоим именем".

Подобными признаниями в вечной любви буквально забиты интернетовские туристические сайты, посвященные Турции. В любви объясняются женщины всех возрастов, рангов и имущественных цензов.

"Я не смогла отказать ему после того, как он опустился передо мной на колени, - пишет 25-летняя Ирина из Красноярска. - В тот день я поранила ногу, у меня сильно болел большой палец. Я нагнулась, чтобы заклеить палец пластырем, но тут подбежал бармен и не дал мне это сделать. Он опустился передо мной на колени и в две секунды заклеил ногу. За всю свою жизнь я ни разу не видела такого внимания. У нас в городе ребята обычно особо не церемонятся, как говорится, тарелка жареной картошки и - вперед".

Ирина из Екатеринбурга, приехав домой после отдыха, порвала отношения со своим женихом, с которым встречалась шесть лет. При разговоре с психологом оказалось, что Ирина уже год влюблена в одного из служащих турецкого отеля, с которым чуть ли не каждую ночь общается в чате. В этом случае, по словам психолога, существуют только два выхода - в лазарет или под венец. Но последнее реально неосуществимо.

Отдых закончился. Честно скажу, на обратном пути я абсолютно по-другому думала о даче, морковке и яблоках...

Турция