История с кетамином изобилует нелепостями. Почему в 1998 году кетамин не включили в список препаратов, разрешенных для использования ветеринарами, - непонятно. Говорят, просто забыли. Почему Госнаркоконтроль не замечал ветеринаров, которые за неимением аналога кетамину продолжали его использовать, не замечал аж до декабря 2003 года - непонятно вдвойне.
Но вот под Новый год на ветеринаров стали заводить уголовные дела. 29 декабря 2003 года минсельхоз и минздрав выпускают совместный приказ о том, что кетамином пользоваться можно, зарегистрированный в минюсте только 29 января 2004 года (опубликован в "РГ" 3 февраля). Говорили, что этот приказ "снимает все проблемы". Но не снял, да и не мог, как выясняется, снять.
Дело в том, что ведомственного приказа недостаточно. Должно быть постановление правительства - кетамин разрешить.
В январе все думали, что такое постановление появится очень скоро. Замруководителя департамента ветеринарии минсельхоза Иван Рождественский просил Госнаркоконтроль, пока постановления нет, прекратить уголовное преследование ветеринаров.
Но преследовать ветеринаров никто не прекратил. Несмотря на то, что зампред Госнаркоконтроля Александр Михайлов тогда же, 29 января, заявил, что отныне ветеринарным клиникам разрешено использовать кетамин для проведения операций. Почему? Потому что, по словам г-на Михайлова, ветклиники отныне должны пользоваться кетамином не так, как раньше, а сугубо легально: получать лицензию на право его применения, обеспечивать его должное хранение и регистрацию препарата.
В общем, скандал продолжался. Причем страдали от него не только ветеринары, но, как оказалось, и Госнаркоконтроль. "Ажиотаж до настоящего времени мешал нормальной работе как медиков, так и наркополицейских, - заявил Александр Михайлов. - С начала этого года заведено 33 тысячи уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков, из них лишь 21 дело возбуждалось в связи с использованием кетамина. В ближайшее время проблема применения кетамина в ветеринарии должна быть решена. Со своей стороны мы сделали все, чтобы такое постановление появилось как можно скорее. Мы сами являемся заложниками ситуации - вынуждены возбуждать уголовные дела, а на нас наезжают, потому что кошек нельзя оперировать".
Руководители ФСКН уверяют, что никогда не ставили перед собой цель использовать исключительно карательные меры. Мол, есть закон, его и выполняли. Правда, по мнению многих (и не только ветеринаров), выполняли с излишним пылом. Поэтому энтузиазм наркоконтролеров, боровшихся с ветеринарами-"барыгами", зачастую гасили в прокуратуре и суде.
Вот что сказал по этому поводу Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов: "Когда кетамин вкалывают животным, это ни в коем случае нельзя расценивать как сбыт наркотического вещества. И если у кого-то в голове такая глупость есть, ну, это глупостью и останется. Кстати, эти дела практически все прекращены по просьбе прокурора - прекращены судом, и здесь никаких последствий нет. Но есть одно дело, в котором ветеринарный врач работал без лицензии, без разрешения... Поэтому здесь, как говорится, вопрос есть. Что касается в принципе использования кетамина, то сейчас порядок наведен. Его применение разрешено. Единственный там остался нюанс - чтобы люди, которые работали с этим препаратом, имели, во-первых, регистрацию и соответствующие возможности хранения и чтобы этот препарат ни в коем случае не достался бандитам и наркоманам. Вот о чем речь идет".
Порядок и лицензирования, и регистрации - это как раз и должно быть прописано в правительственном постановлении. А оно долго не появлялось после принятия нашумевшего приказа минсельхоза и минздрава. Ветеринары, не разобравшись в тонкостях, кинулись за лицензиями в минсельхоз, но оказалось, что там даже не существует службы, которая могла бы выдать такую лицензию, не говоря уже об отсутствии формального повода для выдачи таких документов - постановления правительства. Выходило, что кетамин разрешен, но все-таки при этом запрещен.
Постановление рождалось в муках. При этом минсельхоз не уставали ругать за то, что он действует слишком медленно. На самом деле, если посмотреть на хронологию, никакого промедления со стороны аграриев, вынужденных переключиться на кошечек, вовсе и не было. Первый проект постановления правительства был подготовлен еще несколько месяцев назад, но минюст его завернул, поскольку увидел в порядке лицензирования и регистрации препарата расхождения с законодательством.
- Эти нормы инициировало "наркотическое" ведомство, - пояснил корреспонденту "РГ" эксперт, занимавшийся разработкой этого документа, - из-за них-то постановление и вернулось на круги своя.
И вот наконец вчера минсельхоз, снова согласовав вторую версию проекта с кучей инстанций (Госнаркоконтроль, Минэкономразвития, минздрав и другие), направил его в правительство. Что там именно написано, доподлинно неизвестно. Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев отказался комментировать содержание документа. И тому есть веские причины.
- Эта новая бумага - плод тонкого компромисса между сторонами, - пояснил корреспонденту "РГ" собеседник в правительстве, - малейшее некорректное высказывание может нарушить равновесие, и тогда придется писать третий вариант документа. Учитывая нервозную ситуацию, этого не хочется никому.
Как нам удалось узнать, требования о лицензировании и регистрации в новой бумаге пока сохраняются, но не в такой жесткой форме. Прежний проект постановления требовал, чтобы ветеринары получали особое разрешение на использование кетамина в Госнаркоконтроле, для чего должны были показать контролерам, что в их клинике есть металлическая дверь, сейф, и что помещение - под надзором вневедомственной охраны. Помимо этого, на сбор всех бумаг требовалось несколько месяцев. Ряд руководителей ветеринарных клиник тогда заявляли, что столь суровое оборудование им просто не по карману и они предпочтут свернуть деятельность. Теперь слово за правительством.
Комментарий
Сергей Середа, президент Ассоциации практикующих ветеринарных врачей:
- Когда я своими глазами увижу, что правительственное постановление о внесении кетамина в списки разрешенных в ветеринарии препаратов вышло, то только тогда скажу, что проблема может быть решена. Да и то не на все сто процентов. После этого будут, очевидно, утверждаться еще какие-то документы, касающиеся, например, хранения этого препарата.
Как это делается во всем мире? Достаточно иметь лицензию на ветеринарную деятельность, и ты можешь пользоваться подобными препаратами. Никаких других специальных лицензий и разрешений уже не надо. Ты хранишь препарат под ключом и по требованию органов, которые занимаются контролем, предоставляешь отчетность.
У нас же все иначе: нужны специальные комнаты для хранения этих препаратов, разрешение на это органов внутренних дел. Не исключаю, что могут потребовать и охрану. Подобного ни одна небольшая клиника себе позволить не в состоянии. Другое дело - крупные ветклиники, но их не так уж и много.
Есть еще и такой подвох: в том случае если кетамин для нас узаконят, этим препаратом по федеральному законодательству смогут пользоваться только юридические лица. А многие практикующие ветеринары зарегистрированы как предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ).
Сложные операции с применением анестезии мы сейчас не делаем - в тюрьму никто идти не хочет. А страдают животные. Кстати, кетамин - не единственный запрещенный анестетик. Еще есть масса других, к которым рано или поздно у наркоконтроля могут возникнуть претензии. Прежде всего речь идет о специфических препаратах, которые сегодня применяются для анестезии диких животных и лошадей. Поэтому кетамин - лишь частный случай, демонстрирующий пробелы в законодательстве.