Транспортники называют это китайским методом, потому что, как говорят, его придумали китайцы, измученные бессмысленной борьбой с расклейщиками объявлений. По словам Анатолия Курманова, зам. директора службы по обслуживанию линейных сооружений, азиаты за несколько месяцев отбили у рекламщиков всякое желание лепить лоскутки бумаги на автобусных остановках. "Мосгортранс" решил использовать тот же принцип. Автоматы телефонной компании беспрерывно звонят по указанным в объявлениях номерам и поднявшему трубку объясняют, почему нельзя клеить рекламки в неположенном месте. В итоге телефонный номер фактически блокируется: никто другой не может по нему дозвониться.
Транспортников можно понять. В Москве девять тысяч остановок. Многие из них, расположенные в особо многолюдных местах, часто напоминают капусту - так густо обклеены объявлениями. Ежедневно их очищают шестьсот рабочих. Но труд этот сизифов: стоит бригаде покинуть павильон, как он молниеносно обрастает свежими бумажками типа: "Сдам квартиру-лечу от запоев-аборты в день обращения". Борьба с расклейщиками объявлений не под силу даже продавцам киосков, расположенных под крышами остановок. "Отвернусь, как будто из-под земли вырастают со своим клеем, - поделилась с "РГ" Ирина Алехина, продавец одного из киосков. - А нас "Мосгортранс" штрафует".
Остановки пытались покрывать специальным клееотталкивающим составом. Но он слишком дорого стоит, да и действует всего один день. Владельцы столбов освещения, тоже украшенных разноцветными бумажками, окутывают опоры сеткой-рабицей на несколько метров от земли. Объявление в результате уже не приклеишь. Но и столб через клеточки выглядит словно в тюрьме.
Китайский эксперимент, как рассказали "РГ" в "Мосгортрансе", готовился почти целый год. За это время транспортники тщательно изучили правовую базу и разработали необходимое программное обеспечение, которое позволило бы генерировать телефонные звонки с голосовыми предупреждениями. Юристы, к которым "РГ" обратилась за комментариями, лишь похихикали над остроумной придумкой: мол, и на здоровье. Никакого преступления здесь нет. Тогда как сами расклейщики нарушают столичные правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве.
Меры воздействия на нарушителей у "Мосгортранса" разные. Если объявления перестали появляться на остановках, его телефон из базы дозвона убирается. Если номер "засветился" снова, частота звонков увеличится, вплоть до полной блокировки. В результате заказчик рекламы кругом в убытках: деньги, потраченные на тираж и оплату труда расклейщиков, пойдут псу под хвост. Да еще и в телефоне будет звучать лишь противный голос автоответчика.
Рекламщики пока сдаваться "Мосгортрансу" не собираются. "Вы же понимаете, что город таким образом нанесет ущерб не только нам, - сказали "РГ" в одной из таких фирм, - "Мосгортранс" оставит без стабильного приработка пенсионеров, студентов".
В организациях, пользующихся услугами таких стихийных рекламных агентств, надеются на то, что их многоканальные телефоны выдержат атаку автоответчиков. Тем не менее многие заказчики объявлений, как и Оля Филлипова, пользуются при работе своими персональными мобильниками или вообще домашними телефонами, чьи номера и пишут на расклеенных объявлениях. "Опыт нескольких европейских столиц, воспользовавшихся китайским методом, оказался успешным, - с надеждой сказали корреспонденту "РГ" в "Мосгортрансе".