Всю ночь на понедельник в зоне грузино-осетинского конфликта шла интенсивная перестрелка с применением тяжелых минометов и артиллерии. Выстрелы, взрывы были слышны в Цхинвали и вчера утром.
Штаб Смешанных сил по поддержанию мира в зоне конфликта сообщил, что обстрелу подверглись два села - осетинское Сарабук и грузинское Тамарашени. Находятся они всего в полукилометре от югоосетинской столицы. Огонь на линии противостояния велся с обеих сторон. Кто первым начал - опять непонятно. Обе стороны обвиняют в этом друг друга.
Для жителей югоосетинской столицы, расположенной в горной котловине, любые перестрелки в горах - повод для беспокойства: пули, хотя и на излете, долетают до центра города, их находят на тротуарах, у порога, в квартирах.
В гостинице "Эристон", где живут российские журналисты, пулеметная пуля пробила оконное стекло, оставив отверстие с кулак, разорвала занавеску и скатилась на пол к трюмо. В так называемом обкомовском доме на окраине Цхинвали пуля оставила отметину в квартире вице-премьера правительства Южной Осетии на 4-м этаже, а другая - через этаж разбила окно его родственников.
Местные ополченцы предупреждают, чтобы журналисты здесь не ходили: работает грузинский снайпер. Это подтверждают и российские миротворцы с наблюдательного поста в так называемом верхнем городке.
А в нижнем, где расположен штаб миротворцев, не рекомендуют покидать здание. Утром пулевые отметины находят на металлических опорах навеса на крыльце штаба и по армейской привычке закрашивают.
По официальной информации МВД Грузии, с их стороны погибли двое военнослужащих, есть раненые. Грузинские силовики обнародовали потери югоосетинской стороны: 15 человек убиты, 20 ранены. При этом они заявили, что, несмотря на договоренность о прекращении огня, грузинские военные в ответ на интенсивный обстрел их позиций открыли массированный огонь из тяжелого оружия. "Никогда еще за последнее время такой мощный огонь мы не открывали", - заявили в штабе грузинских внутренних войск МВД.
В зоне конфликта до сих пор находятся министры внутренних дел и обороны Грузии - Ираклий Окруашвили и Георгий Барамидзе. На заседании Координационного центра под руководством Окруашвили вчера было принято решение о дальнейших действиях грузинских формирований в условиях сорванного соглашения о прекращении огня.
В свою очередь, Георгий Барамидзе заявил, что опасность возникновения войны в Цхинвальском регионе становится реальностью в случае возобновления атак с осетинской стороны. По приказу президента Грузии Михаила Саакашвили "Грузия будет действовать адекватно, даже в том случае, если к войне подключится третья сторона". Ясно, что под третьей стороной подразумевается Россия, чьи миротворцы находятся в зоне конфликта.
Министр обороны заверил, что Тбилиси ничего не имеет против населения Южной Осетии, но намерен продолжить "борьбу с сепаратистами". По поводу ночной перестрелки Барамидзе заявил: "Мы дали серьезный ответ противнику и нанесли ему серьезный ущерб. Так будет до тех пор, пока сепаратисты не прекратят наглые действия, которые приносят только кровь и несчастья".
Вчера югоосетинская сторона опровергла информацию о своих потерях. Председатель комитета информации и печати Южной Осетии Ирина Гаглоева завила: "К счастью, никто не погиб. Есть трое раненых". При этом она подчеркнула, что грузинская сторона впервые использовала гаубицы, расположенные вне зоны конфликта. Их позиции находились в населенном пункте Мекврекиси. По данным радиоперехвата, заявила Гаглоева, ночным обстрелом командовал лично Ираклий Окруашвили. А государственный советник президента Южной Осетии Константин Кочиев констатировал: "Можно сказать, что соглашение о прекращении огня фактически сорвано". Но кем?
Обе стороны уверяют: в зоне конфликта находятся незаконные вооруженные формирования, как грузинские, так и югоосетинские. При этом грузинская сторона видит причину срыва воскресных договоренностей о прекращении огня, достигнутых в экстренном порядке при посредничестве российских дипломатов, в том, что часть осетинских формирований не подчиняется лидеру Южной Осетии Эдуарду Кокойты.
Такие же обвинения в адрес Тбилиси выдвигают и в Цхинвали. Как заявили представители осетинских миротворцев, как правило, при обстреле их территории начинаются звонки с грузинской стороны. Но в ночь на понедельник им никто не звонил.
Судя по всему, положение "ни мира, ни войны" грозит с часу на час перерасти в широкомасштабный военный конфликт. И все одновременные усилия Москвы, Вашингтона, ОБСЕ по его предотвращению успехов не приносят. Обе стороны используют минуты затишья только для занятия более выгодных, с военной точки зрения, господствующих высот. И если раньше стрельба велась, как говорится, по площадям, то в последние часы она становится все более целенаправленной.
Фотография взята с сайта www.vesti.ru