17.08.2004 01:30
Экономика

Регионы - о льготных выплатах

От региональных властей и местных бюджетов во многом зависит, будут ли полностью обеспечены льготные выплаты
Текст:  Владимир Викторов Андрей Кульчицкий Сергей Михайлов Наталья Шергина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3551)
Читать на сайте RG.RU

Как известно, льготы трем категориям - ветеранам труда, труженикам тыла и гражданам, необоснованно пострадавшим от политических репрессий, должны обеспечивать региональные и муниципальные бюджеты. В состоянии ли они будут выполнять свои обязательства с нового года?

Корреспонденты "РГ" ищут ответы на эти вопросы.

Санкт-Петербург

Губернатор Валентина Матвиенко не делала громких заявлений, что питерские льготники ни в чем не будут ущемлены при замене льгот денежными компенсациями. Уезжая в отпуск, она дала поручение своим подчиненным разобраться, где, сколько и у кого взять денег, чтобы без малого 1,2 миллиона горожан не остались "за бортом" государственной помощи, и как этими средствами распорядиться.

Одна из самых затратных статей для Петербурга - обеспечение бесплатного проезда. Город платит транспортникам ежегодно 3,6 миллиарда рублей, а они выставляют счета на 7,2 миллиарда.

Какова реальная цена вопроса? Нужно ли заводить на каждого льготника именные карточки или "проездные" деньги следует перечислять на их сберкнижки? Почему транспортники убеждены, что по карточкам будут кататься льготники, а не их внуки?

И все же проблем, по словам вице-губернатора по социальным вопросам Людмилы Косткиной, станет чуточку меньше - после проведения реформы нагрузка на городской бюджет по этой статье сократится. Финансировать нужно будет "всего" 200 тысяч ветеранов труда, тружеников тыла и репрессированных и 207 тысяч пенсионеров, имеющих по городскому закону право на бесплатный проезд.

Вообще-то, по мнению социального вице-губернатора, идеология реформы правильная. Государство декларировало льготы давно, но свои обязательства выполняло плохо. Достаточно сказать, что с 1996 года Петербург полностью брал на себя обеспечение льгот, предусмотренных федеральными законами о ветеранах и об инвалидах. Даже когда деньги из центра пошли, поступает их не более 20-30 процентов от потребностей.

Главное сомнение у городских властей - по поводу обеспечения льготников лекарствами. Людмила Косткина высказала опасения, что средств, выделяемых в рамках социального пакета, может оказаться недостаточно для приобретения нужного количества высококачественных медикаментов. Поэтому из городского бюджета не будут убирать статью, касающуюся затрат на поддержку онкологических больных, туберкулезников, сердечников, диабетиков, а также людей, страдающих заболеваниями крови.

Спикер петербургского парламента Вадим Тюльпанов считает, что реформа не до конца проработана на федеральном уровне и, пока не появятся все необходимые подзаконные акты и нормативные документы, предпринимать что-либо на городском уровне бесполезно. Для реформирования городской системы льгот нужно принять новые законы, которые пока не разработаны, до принятия бюджета. Законотворчество - история долгая, а бюджет необходимо принять уже в октябре. Так что, по его словам, скорее всего весь следующий год городские власти будут жить по старым правилам.

Екатеринбург

Свердловская область своеобразная, сельское население здесь составляет только 15 процентов. Вот для них-то новый закон будет однозначно во благо. К ним наконец-то придут компенсационные выплаты за те услуги, которыми они, не проживая в городе, никогда и не пользовались.

Как сообщили в областном минфине, в 2004 году в бюджете области на обеспечение льгот по закону о ветеранах выделено 1,5 миллиарда рублей, и по новому закону расход будет никак не меньше. Председатель правительства области Алексей Воробьев уверен, что и в 2005 году будут сохранены все действующие сегодня областные льготы.

Саратов

Губернатор Дмитрий Аяцков в беседе с корреспондентом "РГ" сообщил, что области нужно будет дополнительно изыскивать 6-7 миллиардов рублей. Между тем сейчас областной бюджет составляет всего 25 миллиардов рублей.

Первый шаг Аяцков уже наметил - сократить штаты чиновников, причем начать со своего собственного аппарата. И главная надежда - на малый и средний бизнес, который пока уходит от налогов, а также борьба с "черными" зарплатами.

Первый заместитель председателя правительства области Владимир Марон уточнил, что сокращение аппарата не простая проблема. Для этого потребуется "провести масштабную ревизию областного законодательства и внести изменения в действующее, а также разработать новые нормативные правовые акты практически во всех сферах государственного управления". То есть надо будет перестроить систему управления за четыре с небольшим месяца. Успеют ли?

Другая проблема, которая явно не прибавляет оптимизма местным властям, в том, что регионы ничего не приобретают на завершающем этапе налоговой реформы и нет никакой надежды обогатиться за счет налогов. Так, реформирование водного налога, который с 2005 года в полном объеме будет зачисляться в федеральный бюджет, означает для Саратовской области потерю 200 миллионов рублей.

Так что выполнение возложенных на региональную власть обязательств по оплате льгот будет очень и очень проблематично. И уж точно не решит ее малый бизнес.

Красноярск

Жителям края не нужно опасаться реформирования системы льгот, заявил губернатор Александр Хлопонин. Хотя остается один спорный момент - финансирование льгот для репрессированных, разрешением которого и он намерен в ближайшее время заняться.

Сейчас в "сером доме", как называют здание краевой администрации, решают другой самый важный вопрос: в каком виде будут с будущего года предоставляться региональные льготы - в виде денежной компенсации или по-прежнему "в натуре". Касается это, напомним, ветеранов труда, тружеников тыла и репрессированных. Федеральный закон оставляет решение за региональными властями. Впрочем, в любом случае, отмечают чиновники, в отношении категорий льготников, за которых отвечает край, ничего не меняется. Льготы в том или ином виде будут предоставлены.

Говорил Александр Хлопонин и о чиновниках. Только, в отличие от своего саратовского коллеги, не о сокращении аппарата, а о сокращении чиновничьих льгот. "Я считаю, что чиновники должны иметь достойную заработную плату, - сказал Хлопонин, - а льготы - это право людей незащищенных. Чиновников же социально незащищенными назвать трудно".

Справка "РГ"

Согласно закону о разграничении полномочий между уровнями власти, предусматривающему реформирование системы льгот, из бюджетов субъектов Федерации должна обеспечиваться социальная поддержка трех категорий льготников:

- ветераны труда (сейчас имеют бесплатный проезд на городском транспорте и сезонную 50-процентную скидку на пригородном; 50-процентную скидку по абонентской плате за телефон);

- труженики тыла (кроме бесплатного проезда в городском транспорте, обеспечиваются льготными лекарствами, протезированием и зубопротезированием);

- репрессированные (возмещение имущественного ущерба остается за федеральным уровнем финансирования; остальные льготы - бесплатный проезд городским и пригородным транспортом, а также один раз в год - междугородним транспортом; бесплатная установка телефона; лекарственное обеспечение; зубопротезирование; пересылка и доставка денежных компенсаций).

Федеральный бюджет Бюджеты регионов Пенсии и пособия Екатеринбург Саратов Красноярск Санкт-Петербург Средняя Волга Урал и Западная Сибирь Восточная Сибирь Северо-Запад