17.08.2004 02:10
Экономика

Сергей Франк - о слиянии "Совкомфлота" и "Новошипа"

Текст:  Владимир Потапов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3551)
Читать на сайте RG.RU

- Сергей Оттович, можете ли вы подтвердить появившуюся в СМИ информацию о том, что в аппарате правительства под вашим руководством разрабатывается проект объединения двух крупнейших отечественных судоходных компаний - "Совкомфлота" и "Новошипа?"

- Нет, эта информация некорректна. Разработка такого рода проектов относится к компетенции советов директоров компаний, а также тех министерств и ведомств, которые обязаны обеспечивать интересы государства как акционера.

- Но ведь идея подобного объединения все же существует, и вы сами ее в свое время озвучивали.

- Это не чья-то идея, и тем более не идея-фикс. Это один из очевидных вариантов действий государства, которое стопроцентно владеет акциями "Совкомфлота" и практически полностью контролирует "Новошип". Обе компании действуют на одних и тех же сегментах рынка морских танкерных перевозок и имеют схожую структуру флота. Отказываться от анализа возможности объединения их ресурсов в различных формах было бы просто нерационально.

При этом важно учитывать, что консолидация является одной из главных тенденций мирового судоходного рынка. И эта тенденция только усилится, когда сегодняшняя высокая конъюнктура неизбежно сменится спадом. Кстати, топ-менеджеры "Совкомфлота" и "Новошипа" в свое время высказывали вполне здравые идеи относительно полезности объединения ресурсов двух компаний для реализации крупных проектов.

Разумеется, прежде чем вариант слияния компаний обретет форму конкретного проекта, он должен быть детально проработан с участием независимых инвестиционных консультантов, банков-кредиторов компании, ее аудиторов.

Преждевременные спекуляции на эту тему отвлекают внимание от целого ряда вопросов, над которыми прежде всего нужно работать менеджменту компаний. Растут ли компании так же, как и их основные конкуренты, особенно в условиях высокой конъюнктуры фрахтового рынка? Сопоставимы ли выгоды, которые получает государство как владелец ОАО "Совкомфлот" и ОАО "Новошип", с выгодами акционеров компаний-лидеров рынка? Все ли делается для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность компаний в будущем, в период ухудшения конъюнктуры рынка? Растет ли доля "Совкомфлота" и "Новошипа" в перевозках российских грузов и в развитии других отраслей российской экономики, как это было определено стратегическими планами компаний?

Хочу еще раз подчеркнуть, что государству предстоит проанализировать все возможные варианты управления своими судоходными активами и найти оптимальное решение с учетом экономических и структурных соображений, а главное - с учетом долгосрочных национальных интересов в этой сфере.

- Наверняка одна из возможностей, которая будет рассматриваться при разработке стратегии компании, - это приватизация. Есть мнение, что следует сперва приватизировать обе компании, а уже частные владельцы решат, нужно ли им объединяться. Что вы думаете по этому поводу?

- Действительно, в прошлом году менеджмент компании предложил план приватизации "Совкомфлота" путем размещения на западных финансовых рынках ценных бумаг его офшорных структур. Я выступал тогда против подобного подхода, не поддерживаю его и сейчас. Этот план демонстрирует, на мой взгляд, глубокое неверие в возможности отечественного фондового рынка и отражает стремление увековечить офшорную модель бизнеса "Совкомфлота". На самом деле эта модель всегда рассматривалась лишь как временная и вынужденная. Настало время возвращать флот к родным берегам, под российский флаг.

Подготовка приватизации крупнейших государственных судоходных компаний должна носить системный характер. Ожидать от частных хозяев действий, которые обеспечат максимизацию экономического и структурного эффекта для государства, общественных интересов, наивно. Есть немало примеров, когда в целых отраслях, где не только государством, но и бизнесом осознана необходимость консолидации, этот процесс тормозится из-за невозможности гармонизировать интересы многочисленных собственников. Необходимо максимально использовать реально сложившуюся ситуацию, когда один акционер - государство - контролирует обе судоходные компании, и получить максимальный долгосрочный экономический и структурный эффект в интересах экономики страны и отрасли.

- Если объединение компаний все же произойдет - не возникнет ли новая супермонополия?

- Супермонополия не возникнет. Нас должна тревожить другая проблема - как сохранить позиции российского судоходного бизнеса в условиях глобализации мировой экономики, ужесточения технологических и экологических стандартов, развертывания в ряде "новых" крупных морских держав программ наращивания своих торговых флотов.

Причем вопрос не сводится только к проблеме судоходной отрасли. Речь идет о надежном и гарантированном обслуживании растущих потребностей российского экспорта, особенно углеводородов. Чтобы адекватно ответить на эти вызовы, необходима продуманная концентрация всех ресурсов, которыми располагает морская отрасль.

Водный транспорт