18.08.2004 00:15
Общество

Парк советского периода

Текст:  Олег Галицких (Сочи)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3552)
Читать на сайте RG.RU

Можно подумать, что тут окопался какой-нибудь ГКЧП, и его активисты создали заповедник, где любой номенклатурный товарищ "проходит как хозяин". Но все проще: в Сочи уже полтора месяца идут съемки фильма с названием, которое говорит само за себя, - "Парк советского периода". Снимает его Юлий Гусман по сценарию, написанному в содружестве с Эдуардом Акоповым.

Сюжет картины довольно интригующий. Наш современник, известный тележурналист, измученный жизнью, работой и личными проблемами, получает предложение отдохнуть в необычном месте. Из серой и слякотной ноябрьской Москвы он попадает прямо в рай - залитый солнцем и улыбками санаторий. Но санаторий необычный: это искусственно созданный островок советской жизни, вернее, советской мечты, где в условиях полной изоляции от внешнего мира обитают представители всех пятнадцати республик СССР, где все бесплатно, где прогуливаются "живые" Хрущев и Брежнев, а в подшефном колхозе можно завести роман с покладистой дояркой. Вообще тут можно реализовать какие-то свои забытые или отложенные мечты, даже самые заветные. Единственное требование для клиента заведения - никогда не задавать вопросов обслуживающему персоналу, а то...

Впрочем, не буду пересказывать содержания еще не готового фильма. Лучше спросить Гусмана, почему его потянуло на советское: неужто ностальгия?

- К советскому меня совсем не тянет, наоборот, очень пугают те тенденции и символы, которые стали возвращаться в нашу жизнь, - гимн, красная звезда, эти разговоры о Волгограде-Сталинграде и прочее, - говорит режиссер. - Более того, эти символы реабилитируются в глазах общества, и рождается новый миф, будто советская жизнь это была такая безмятежная пора дешевой водки и дружбы народов, Артека, песен у костра и всеобщего равенства. С одной стороны, есть вещи, вызывающие уважение: многие люди честно трудились, воевали, поднимали целину, работали на грандиозных стройках. И мы действительно жили добрее, честнее. Но... просто потому, что в зоне, где за всем наблюдают всякие вертухаи, паханы и начальники, по-другому жить было невозможно. Эта наша советская молодость, с ее идеалами - Чапаевым, Лазо, Павкой Корчагиным, она должна быть реально сегодня отображена. Не стоит и терять трезвого взгляда на все эти вещи. Еще меня к идее создания такой картины подвигло то, что сейчас идет какое-то заигрывание с прошлым, может быть, из желания польстить старшему поколению. Что-то пытаются оправдать. Но переосмысливая тиранию, забывать о том, что тот же Сталин ко всему прочему был еще бандит и тварь, - это на самом деле страшно.

Я никогда не состоял в антисоветчиках, напротив, был очень активным комсомольцем, членом партии и билет свой позже демонстративно не сжигал. А чем-то из своего прошлого попросту горжусь. Были какие-то заблуждения, но из них надо выходить постепенно, по капле выдавливать, как классик сказал. Ведь сегодня, несмотря на разрыв между богатыми и бедными, все-таки видно, что мы понемногу становимся людьми - плохими, хорошими, но людьми.

...Получается, что во многом работа, которой сегодня занялся Гусман, - это как раз-таки разоблачение ностальгии. Отчего она, тоска по прошлым временам, появилась? Как считает автор проекта - от идеологического вакуума, отсутствия четко выраженных целей, к которым должно стремиться любое общество. А еще она явилась потому, что и среди бедных, и среди богатых трудно отыскать по-настоящему счастливых людей. Всем чего-то не хватает: крупному бизнесмену - власти, политику - сроков полномочий, певице - бесконечной молодости, спортсмену - славы... Этакое собрание людей, которым всего "не додано". Прежние ценности - религиозные, моральные, эстетические утрачены, а новые покрыты густым налетом жлобства. Новые позволяют нарушать все нравственные законы, выстраданные человечеством. Словом, если средства позволяют - можно все. В такой обстановке кому-то кажется, что "раньше было лучше". И об этом "раньше" рассказывают детям...

Для осмысливания советской эпохи через гротесково-приключенческий фильм Юлий Гусман в качестве главной декорации, изображающей "коммунистический рай", безоговорочно выбрал Сочи. Потому что здесь, да еще в Ялте в больших количествах присутствует "стиль ВДНХ", который, как признается режиссер, ему очень нравится. В санаториях внешне мало что изменилось, поэтому работать над приданием им нужной степени "советскости" много не пришлось. Эпоху будут "играть" и музыка, и даже лица: в картину приглашены Владимир Зельдин, Клара Лучко, Владимир Этуш, Иосиф Кобзон, Полад Бюль-Бюль оглы, которые изображают самих себя. Роль главного героя досталась Александру Лазареву-младшему, в фильме заняты также Нина Усатова, Александр Пашутин, Михаил Ефремов, Алексей Булдаков и другие известные актеры.

- Несмотря на приключенческую основу, этот фильм не будет "развлекухой", хотя там есть и элементы комедии, - заверяет Гусман. - Я надеюсь, он получится живым, теплым и глубоко современным. И еще - мне бы очень хотелось, чтобы он как-то подействовал на людей, напомнил об опасности реставрации диктаторского тоталитарного режима, которая на самом деле никуда не исчезла.

Образ жизни Кино и ТВ