19.08.2004 01:15
Общество

Татарстан решил ввести систему ЕГЭ

Татарстан решил ввести систему единого государственного экзамена
Текст:  Татьяна Колчина (Казань)
Российская газета - Волга - Урал: №0 (3553)
Читать на сайте RG.RU

О том, что новую систему стоит опробовать в регионе с традиционно сильной высшей школой, намекал российский министр образования и науки Андрей Фурсенко во время своего визита в Татарстан. И вот, наконец, есть контакт! Министерство образования Татарстана направило письмо в правительство, где не только выражается согласие на вхождение в экспериментальное пространство, но и определен срок «революции» – 2005 год.

 
Про единый экзамен

Положение о проведении в следующем году единого госэкзамена должно быть готово уже к октябрю. Ближе к делу планируется создать специальную государственную комиссию. Правда, по результатам единого госэкзамена принимать в вузы будут далеко не на все специальности и даже не на все факультеты. По традиции будут проходить экзамены на «творческих» отделениях, например, на факультете архитектуры и дизайна в архитектурно-строительной академии или на факультете журналистики в госуниверситете. Всего по новой схеме будут принимать студентов на половину существующих специальностей. Каждый из участников эксперимента (а это все средние специальные учебные заведения и практически все государственные вузы) организует дополнительную аттестационную комиссию, которая еще раз проверит уровень знаний абитуриентов – устроит обычные экзамены по профильным предметам. Правда, некоторые одиннадцатиклассники (а всего их в следующем году будет 49 с половиной тысяч) из эксперимента выпадут. Школам с углубленным изучением определенных предметов решено предоставить возможность выбора – сдавать единый экзамен или не сдавать.

Про знания

Руководители казанских вузов новшеству не противятся. Более того, члены совета ректоров подписались под письмом Министерства образования республики. Особых перемен от введения новшества они не ожидают, однако и не исключают, что единый госэкзамен поможет хотя бы отчасти решить проблему уровня подготовки абитуриентов. Практически все специалисты сходятся во мнении, что в последнее десятилетие он заметно снизился.
Самые показательные в этом смысле – знания медалистов. Из 67 тысяч заявлений (в прошлом году было 55 тысяч), полученных вузами, более девяти с половиной тысяч – от медалистов. И только тридцать процентов из них подтвердили пробу своих медалей, то есть сдали профильный экзамен на «отлично». Остальные боролись за место наравне со всеми. В итоге только половина медалистов увидели себя в списках зачисленных. В Казанской строительной академии этот показатель был еще ниже – студентом стал лишь каждый десятый медалист.

Еще пример. Из семи тысяч нынешних абитуриентов Казанского государственного университета, в том числе филологов, никто не написал сочинение на пятерку. Средняя оценка – между «тройкой» и «четверкой». В некоторых вузах, в частности в педагогическом университете, решили заменить сочинение на диктант.

– Это только на первый взгляд кажется, что написать сочинение гораздо сложнее, чем воспроизвести готовый текст, – считает ректор университета Зямиль Нигматов. – На самом деле, наоборот. Готовые варианты сочинений практически на любые темы специально издаются и свободно продаются на каждом углу. Чтобы выдержать такой экзамен, абитуриенту достаточно иметь или хорошую память, или проявить некоторую изобретательность. Сколько раз на экзаменах ловили поступающих, пользующихся устройством «hand free» – «свободные руки».

Зато с английским у нынешних абитуриентов все в порядке.

– Результаты вступительной кампании показали: ребята начинают готовиться к сдаче экзаменов по иностранному языку за несколько лет до окончания школы, – говорит Зямиль Нигматов. – Учитывая сегодняшнюю востребованность знания языка, в педуниверситете недавно была введена новая специальность – «информатика на английском языке».

 
Про конкурс

Удивительно, считают члены приемных комиссий, но самая популярная специальность в этом году – прикладная математика. Следом за ней идут механика, фармакология и фармация, энергетика и все, что с ней связано. К примеру, на факультете математики и информатики педагогического университета конкурс превысил шесть человек на место, на факультет вычислительной математики и кибернетики КГУ он сравнялся с конкурсом на юрфак – пять человек на место. Заметно повысилась даже популярность физического факультета гос-
университета (раньше говорили, что поступить на физфак проще простого, гораздо сложнее продолжить учебу) – три человека на место. Вообще, средний конкурс в вузах Казани в этом году составил пять человек на место (год назад – четыре с половиной человека). Так называемым государственным заданием был предусмотрен прием студентов более чем на шестнадцать тысяч бюджетных мест.

Однако фактически конкурс был значительно ниже: по статистике 44 процента от поданных заявлений – что называется, копии. В педагогическом университете из 3100 заявлений 1760 были копиями: молодежь активно пользуется возможностью поступать сразу в несколько институтов, авось, где-нибудь да повезет. Встречались уникумы, которые сдавали экзамены сразу по пяти специальностям. Ректоры институтов и университетов считают, что этот год был пиковым по числу заявлений. По прикидкам, ажиотаж вокруг высшего образования должен улечься года через четыре. Предполагаемый школьный выпуск 2008 года – 27 тысяч человек.

Образование Татарстан Волга-Кама