Моей спутнице - англичанке - было явно за шестьдесят. Поскольку ни у меня, ни у нее не оказалось на дайверском катере пары, инструктор, указав на нас обоих, скомандовал нам знаком быть партнерами во время предстоящего погружения. То есть держаться поблизости друг от друга - на всякий случай.
Беглый взгляд на грузную фигуру леди не оставлял сомнений: она и спорт - вещи несовместимые. Как же бабулька поплывет-то, подумал я про себя, когда она с тяжелым баллоном за спиной и грузами на поясе сделала несколько нетвердых шагов к корме бота и плюхнулась в воду.
Релаксационный туризм
Под водой она не спеша подкачала воздухом из баллона надувной жилет - ровно настолько, чтобы не тонуть и не всплывать, поймав так называемую "нулевую плавучесть". А затем слабым взмахом ласт подтолкнула себя по течению и стала парить вдоль стенки рифа. Видимо, леди чувствовала себя птицей. Она развела руки в стороны как крылья и без всяких усилий, почти неподвижно летела над синей бездной.
Эту картину я вспоминаю всякий раз, когда знакомые в ответ на мое предложение нырнуть с аквалангом, попробовать, что такое дайвинг, отмахиваются: это, мол, спорт для крутых, а нам, дескать, и возраст, и здоровье не позволяют. Какое заблуждение! Во всем мире дайвинг считается всего лишь подводным туризмом. Релаксационным притом. Для него практически нет ограничений по здоровью - астма, эпилепсия, сердечная недостаточность. Со всем остальным не в стадии обострения ныряют, и еще как! Кстати, не мешает увлечению дайвингом и плохое зрение: сегодня практически все известные производители масок выпускают для них линзы и с диоптриями.
Конечно, поддерживать хорошую спортивную форму никому не повредит. Не только потому, что против течения плыть иногда все-таки приходится, а главным образом из-за того, что тренированный, физически крепкий человек расходует воздух в акваланге экономнее и имеет возможность на одном баллоне проплавать не 40-50 обычных минут, а 60-70.
Вся философия любительского дайвинга нацелена на то, чтобы избегать экстремальных ситуаций, ведь любая опасность, любой стресс чреваты под водой куда более серьезными последствиями, чем на суше.
Проблемы возникают тогда, когда люди приходят в дайвинг именно в поисках экстрима и, не найдя его, создают критические ситуации искусственно. Например, без необходимой страховки заплывают в лабиринты подводных пещер или вопреки строжайшим запретам норовят забраться в самое чрево затонувших кораблей, где полно рваного металла и узких тупиков.
Но чаще всего что-то случается, когда дайвер ради того, чтобы доказать самому себе, что он круче остальных, решает опуститься раза в полтора-два глубже максимально допустимого предела. Причем вопреки всем правилам любительского дайвинга лезет на глубину один, потому что его бади-партнеры отказались участвовать с ним в этой авантюре, а удерживать экстремала за ласты они не обязаны.
Результат- ситуации, из которых формируется статистика несчастных случаев. Согласно данным справочника Американского Совета по безопасности от несчастных случаев, в подводном плавании на 10 тысяч пловцов приходится 4 случая. Обычное плавание, по данным этого же справочника, в два с лишним раза опаснее подводного.
Не может такого быть, скажет кто-то, тут что-то не так. Все так! Не забывайте, что с аквалангом позволяют плавать лишь тем, кто прошел соответствующий курс обучения и имеет необходимый сертификат.
Допускают к обучению с 12 лет. Начальный курс, после которого можно погружаться на глубину до 18 метров, состоит из 5-7 теоретических занятий и 5 практических - с аквалангом. На них учат не только тому, как правильно дышать под водой, как продуть маску, если под нее затекла вода, но и как правильно собрать снаряжение и проверить его перед погружением - чтобы быть уверенным, что ничего не откажет под водой. И еще многому другому.
Дайв-центров, предлагающих такое обучение, в Москве - десятки, в Египте - сотни. Наберите в Интернете, в поисковой системе слово "дайв" и вы удивитесь изобилию предложений. Стоимость начального обучения для получения стандартного международного дайверского сертификата колеблется в диапазоне 250-350 долларов. Кто-то предпочитает учиться на отдыхе (чтобы сочетать приятное с полезным), кто-то - дома (чтобы на море приехать уже полноценным дайвером).
В Хургаде так называемый дэйли-дайв (два погружения с бота в течение одного дня) стоит от 40 до 70 долларов, включая снаряжение. Для тех же, кто хочет нырнуть на пробу, не имея сертификата, чтобы понять, есть ли вообще смысл учиться, стоимость дэйли-дайва может доходить до сотни. Цена прямо пропорциональна внимательности дайв-гидов и качеству снаряжения.
Осторожно, акула!
Но ведь не все под водой зависит от человека и снаряжения, скажут мне. Есть там еще акулы, скаты, мурены и прочая опасная живность. Правильно, есть. Однако обратимся и здесь к статистике.
В мире в год в среднем фиксируется около ста случаев нападения акул на человека. Из них порядка 10-15 случаев - со смертельным исходом. Большинство из них проходится на серфингистов, которых акулы принимают за морских котиков (свою обычную добычу). Для сравнения: в одной Австралии погибает в среднем 150 человек в год от кокосовых орехов, падающих на голову неосторожным.
Тем не менее к акульей опасности люди относятся серьезно. В последнее время все большее распространение получают электронные средства защиты от акул - устройства весом в полкило, излучающие особое электромагнитное поле. При вхождении в него акула начинает испытывать дискомфорт. Если же она продолжает приближаться к человеку, дискомфорт переходит в спазмы мышц, настолько болезненные, что хищник шарахается прочь. Преимущество прибора заключается в том, что его поле действует исключительно на акул и скатов, но абсолютно нечувствительно и безвредно для прочих рыб, а главное - для человека.
Прибор такой стоит денег, но цена его сопоставима с ценой средненького наручного подводного компьютера, который на худой конец можно взять в аренду.
Любопытный наполеон
и оскорбленный скат
На самом деле проблема заключается не в том, как уберечься от красноморской акулы, а в том, как подплыть к ней поближе, чтобы толком разглядеть. Дело в том, что эти рыбы до обидного нелюдимы и, завидев дайверов, чаще всего тут же уплывают прочь.
Куда более общительна, например, сопоставимая с ними по размеру рыба наполеон, чем-то похожая на лобастого и губастого теленка. Она тоже держит человека на расстоянии и, когда тот пытается резко приблизиться к ней, уплывает. Но если зависнуть в воде неподвижно, случается, она сама подплывает к дайверу на расстояние вытянутой руки и начинает осторожно рассматривать его, заглядывает в глаза, разве что не тычется носом в руки. Чувства, которые испытывает при этом человек от общения с представителем дикой природы, трудно передать.
Вообще рыбы любопытны и не агрессивны по отношению к человеку. Ядовитый скат, зубастая мурена, колючая скорпена могут подпустить вас к себе буквально вплотную, если не делать резких движений. Они никогда не нападут на человека первыми, если не хватать их руками и не лезть в их личную жизнь.
Я был свидетелем, как некий бесцеремонный дайвер с видеокамерой снимал брачный танец двух синепятнистых скатов, прижимавшихся друг к другу как две ладони. Когда человек подплыл слишком близко, рыбам стало не до любви. Нижняя отпрянула в сторону, а верхняя развернулась и пошла в атаку на нахала - ее пришлось отгонять ластой. Но так на месте ската, думаю, поступил бы каждый мужчина.