В соответствии с решением Смешанной контрольной комиссии (СКК) по урегулированию конфликта колонна ССПМ, в составе которой было 15 боевых машин пехоты, два минометных расчета, машины с российским генералом, представителями миссии ОБСЕ и журналистами, выдвигалась в сторону села Эредви в Южной Осетии. На подъезде к этому селу ее и остановили грузинские подразделения МВД. Генерал Набздоров тут же проинформировал об этом инциденте посла по особым поручениям МИД РФ Льва Миронова, сопредседателей СКК и министра обороны Грузии Георгия Барамидзе. "Я получил приказ от СКК установить дополнительный миротворческий пост в зоне конфликта и его выполню", - заявил генерал.
Окруашвили пошел на столь открытое столкновение с миротворцами после ночного боя, где, по его словам, подчиненные ему подразделения штурмом взяли стратегические высоты в районе осетинского села Джава. При этом там были обнаружены тела восьми казаков, большое количество оружия и продовольствия. Что это были казаки, грузинские силовики определили по отличительным знакам на камуфляжной форме погибших. Грузинская сторона потеряла убитыми трех военнослужащих, семеро ранены.
"В настоящее время, - заявил Окруашвили, - грузинские вооруженные формирования контролируют все господствующие высоты на объездной от Цхинвали дороге, соединяющей грузинские села. Все разговоры о некоей третьей силе в зоне конфликта являются абсолютной ложью".
В свою очередь командир грузинского миротворческого батальона Михаил Кебадзе заявил, что "обстановка сложилась крайне напряженная, и без оперативного и точного выполнения всех договоренностей между конфликтующими сторонами она будет только ухудшаться".
В Цхинвали лидер Южной Осетии Эдуард Кокойты срочно собрал совещание руководителей своих силовых структур. По сообщению руководителя местного информационного комитета Ирины Гаглоевой, на совещании обсуждались пути урегулирования ситуации, а также действия югоосетинских военных в случае начала грузинской стороной войсковой операции. По ее словам, "перегруппировка грузинских подразделений продолжается уже более суток", о чем проинформирован штаб ССПМ. Генерал Набздоров заявил, что, "возможно, перегруппировка ведется вне зоны конфликта".
Несмотря на ухудшающуюся ситуацию вокруг Цхинвали - всю ночь шел обстрел южных окраин и центра города, - была все-таки достигнута договоренность о встрече президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты с грузинским премьером Зурабом Жвания. По словам Кокойты, и Грузии, и Южной Осетии "нужна встреча, после которой будут выполняться принятые серьезные решения, а не встреча ради встречи". При этом он подчеркнул, что конфликт можно разрешить только через вывод всех вооруженных подразделений и восстановление доверия между грузинской и осетинской сторонами. Он также упомянул некую "третью силу", провоцирующую стрельбу в зоне конфликта, порекомендовав обращаться за разъяснениями по этому вопросу к главе грузинского МВД.
Министр обороны Южной Осетии Анатолий Баранкевич предложил грузинским военным нанести совместный удар по позициям так называемой "третьей силы". Об этом сообщил начальник генерального штаба грузинской армии генерал Георгий Иукуридзе. По его словам, Баранкевич "предложил нам ударить по этим позициям, только при этом не попасть по осетинским селам".
Между тем
Председатель Постоянного представительства Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе Иво Петров заявил, что страны - члены ОБСЕ детально рассмотрят предложение министра иностранных дел Грузии Саломе Зурабишвили усилить присутствие этой организации в зоне грузино-осетинского конфликта. По его словам, Соломон Паси, министр иностранных дел Болгарии, председательствующий сейчас в ОБСЕ, поддерживает постоянный контакт с грузинским руководством и главами внешнеполитических ведомств других заинтересованных стран. Он также предложил сторонам конфликта собраться на переговоры в Софии.
Подробно этот вопрос будет рассмотрен 5 сентября, когда в Тбилиси прибудут послы ОБСЕ и на месте постараются разобраться в конфликтной ситуации. Лишь после этого вопрос о расширении мониторинга вновь будет обсуждаться на заседании совета ОБСЕ.