Возникновению конфликта не помогли даже хорошие новости об устойчивом росте российской экономики, с которых премьер начал заседание кабинета министров. "По итогам первого квартала рост ВВП составил 7,4 процента, рост промышленного производства - также 7,4%. На 12,6% выросли инвестиции в основной капитал, а реальные доходы населения увеличились на 9,8%", - заявил глава правительства. Особо не беспокоит пока трепетных министров и давний враг - инфляция, что позволило Фрадкову заметить "начавшие происходить качественные изменения структуры экономики за счет внутренних источников роста". Правда, не все присутствующие министры были в хорошем расположении духа, сказывалось предотпускное настроение, но все же порадовались за собственные достижения вместе с премьером.
Министр экономического развития и торговли Герман Греф, который, собственно, вчера вновь сдавал очередной экзамен в виде представления разработанного его ведомством прогноза социально-экономического развития страны на 2005-2007 годы, отправится в отпуск только после того, как правительство поработает над главным финансовым документом страны.
После напряженной работы коридоры минфина на время покинет и главный финансист Алексей Кудрин, который в преддверии отпуска был достаточно агрессивен. Вчера главный финансист чувствовал себя ровно на том месте, на которое намекал на предыдущем заседании правительства, приводя в пример Великобританию, где по сути министр финансов является вторым лицом в государстве. Практически после каждого доклада Алексей Кудрин исполнял роль премьер-министра, подводя итог дискуссии. После же продолжительного и, как заметил Фрадков, "с попыткой осмысления" доклада Грефа, когда глава кабинета министров решил задать, по его собственному выражению, "тупой вопрос" - "почему бы не записать рост ВВП в 2005 году в 7,5%?" - главный финансист разошелся окончательно.
- Спасибо за прямой и простой вопрос, - деликатно ответил Кудрин, правда, на этом вся деликатность и закончилась. - Возможность обеспечения экономического роста в 7,5% ВВП напрямую связана с проведением институциональных изменений в таких сферах, как газовая, энергетическая и транспортная, а также в ЖКХ. Вы готовы провести реформы в ЖКХ или в газовой сфере в течение трех лет?
По словам главного финансиста, в этом случае к следующему году, когда будет рассматриваться очередной прогноз, подготовят конкретные предложения по реформированию данных секторов и конкретные решения. "Если в ближайшее время мы заложим вехи реформирования отраслей, то сможем поставить рост ВВП в размере 7,5%", - жестко заметил министр финансов. Касаясь реформы газовой отрасли, Кудрин сказал, что планы по реформированию "Газпрома" нарушены, и правительство никак не приступит к реформированию газовой отрасли. "Сорваны все планы по разработке концепции", - резко заметил министр.
Тон, которым главный финансист отчитывал премьера, несколько смутил Фрадкова. Тем не менее он заверил, что готов взять на себя ответственность за реформирование отраслей. И дабы нивелировать накалившуюся обстановку, Фрадков заговорил о том, что в ходе реформирования газовой сферы нельзя потерять конкурентное преимущество России, а в ходе перестройки электроэнергетики важно не создать ситуации, при которой данный сектор останется без турбин, генераторов и трансформаторов.
"Это предмет комплексного подхода. Задача эта отраслевая, поэтому мы подключаем к ее решению отраслевиков", - сказал премьер.
Но Михаил Фрадков не забыл и не простил главному финансисту столь неожиданного выпада. Он на ходу придумал другую формулу, согласно которой, во-первых, при нынешних условиях сама жизнь заставит кабинет министров принимать более активное решение. "Жизнь заставит нас посмотреть за окно кабинета, кольнуть себя иголкой в одно место и очнуться", - добавил глава кабинета министров. А во-вторых, Фрадков посчитал, что целесообразно время от времени проводить кадровые перестановки внутри кабинета министров. Такая рокировочка на местах: фигуры те же, а должности и ответственность - разные. "Выполнил свой маневр, обеспечил задел ресурса по своему ведомству - позанимайся другими направлениями", - язвительно заметил Фрадков, явно обращая это в адрес Кудрина и Грефа.
Свою задумку он объясняет как всегда просто: правительству зачастую не хватает комплексности в принятии решений, дальновидности и продуманности позиций, что необходимо для быстрого проведения реформ. "Поэтому меня одолевают мысли менять членов правительства на должностях", - задумчиво сказал Фрадков.
Эта новая идея пришлась не по душе не только министру финансов Алексею Кудрину, но и его партнеру по финансово-экономическому блоку Герману Грефу. Он как-то сразу засомневался в эффективности ротации членов кабинета министров по должностям. "Это как в известном анекдоте, от перемены мест слагаемых сумма не меняется", - сказал министр. И действительно, вряд ли от перемены местами Кудрина и Грефа серьезно поменяется сумма в правительстве. "Нужно менять качество политики правительства", - продолжал Греф, видимо, намекая на то, что может занять более высокий пост и в другом кабинете министров.
Собственно о том, как поменять качество политики правительства, Герману Грефу еще предстоит рассказать главе кабинета министров. Пока же главный экономист предлагает работать, чтобы "глубоко овладеть ситуацией", которой до вчерашнего времени так и не овладел.
- Задача удвоения ВВП заставляет нас копнуть на несколько штыков в глубину. Прогноз же пока только щупает, а не удваивает ВВП, - напомнил премьер главному разработчику те 6,3% на 2005 год, которые в прогнозе записал Греф. - Удвоения ВВП нет, но уже щупаем.
- Чтобы ответить на ваш вопрос, нужно будет пощупать каждого министра, - не сдавался главный экономист.
- А это и правильно, - подхватил Фрадков. - Этого министры и ждут, этого и боятся, для этого и затевалась административная реформа, чтобы была ответственность каждого министра.
Поэтому-то Греф и будет заниматься выработкой рекомендаций для министерств, чтобы все вместе могли работать на выполнение задачи по удвоению ВВП. В общем, работать надо так, "чтобы включил в розетку, и трясло", закончил глава кабинета министров, предложив еще раз проанализировать макроэкономическую ситуацию и скорректировать прогноз социально-экономического развития страны в сторону увеличения основных показателей. "Я вынужден согласиться с прогнозом, но повторяю, что он имеет резерв, в первую очередь, по ценам на нефть", - подводя итог обсуждения, сказал Фрадков.