20.08.2004 00:40
Общество

Сергей Соловьев: жизнь под эмблемой любви

Текст:  Галина Романова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3554)
Читать на сайте RG.RU

Есть на Первом канале такой, ставший сразу популярным, цикл передач - "Возвращение домой". Нынешний его герой (28 августа в 12.50) - известный режиссер Сергей Соловьев. В свой 60-летний юбилей он посещает город детства - Санкт-Петербург. Когда-то именно этот город с его необыкновенной культурой и архитектурой повлиял на становление личности Сергея Александровича. В детстве он мечтал стать капитаном корабля, считая, что только в дальнем плавании можно встретить настоящие приключения.

 

Малая родина

Но его биография началась в карельском городе Кемь. Впоследствии Сергей Александрович узнал происхождение названия: императрица Екатерина II, ссылая особо провинившихся подданных, писала на монарших указах резолюцию: "Отправить к е... матери". Начальные буквы этого "адреса" и составили название его малой родины - Кемь.

Деда Соловьева сослали на Соловки в 30-е годы, а бабушка как декабристка поехала за ним. А когда заключенных отпускали с этого острова, они далеко не уезжали, понимая, что посадили, отпустили, могут снова посадить, - ненадежно. Деда отпускали два раза, но из последнего заключения он не вернулся. Родителей Сергея Соловьева судьба забросила в Пхеньян. Отец работал в разведке - помогал прийти к власти Ким Ир Сену, но в нынешнюю Северную Корею российского режиссера не пускают...

Отроческий период своей жизни Сергей Соловьев помнит очень хорошо - с шести лет жил у бабушки в коммуналке на Невском, потом переехали на Херсонскую улицу, напротив Овсянниковского садика, в котором когда-то состоялась гражданская казнь Достоевского.

От "стипухи - до стипухи"

Два года Сергей Александрович проработал рабочим на ленинградском телевидении. А в 1962-м поехал в Москву посмотреть, как поступают во ВГИК. Его приняли. Соловьев вспоминал то время: "С поступлением нас сразу пришли поздравлять Володя Высоцкий и Жора Епифанцев, приятели моих сокурсников. Мы уселись в кустах и в час дня выпили там две бутылки водки! А до этого я даже вина не пробовал, вкуса алкоголя не знал. Тут мне налили полстакана "Столичной", и я понял, что сейчас выпью и умру. Видите, не умер! Наоборот, там же, в кустах, жизнь расцвела! Общага меня быстро закалила".

Например, однажды в комнату Соловьева, где он сидел с приятелями, заявился участковый. Говорит: "Будем составлять протокол. Ваши фамилии?" Студенты стали "называться": Довженко, Ханжонков, Мозжухин, Эйзенштейн, Протазанов... На следующий день в институт пришел документ: "Вчера в общежитии задержаны пьяные студенты Довженко..." и т. д. по списку. Словом, общага была замечательным местом, если не считать, что сокурсники и сам Соловьев еле-еле дотягивали "от стипухи до стипухи".

Откуда взялся "Нежный возраст"?

- Практически ниоткуда! - три года назад отвечал на этот вопрос Соловьев.

- Правда ли, что исполнитель главной роли - ваш сын Дмитрий - сыграл самого себя? Неужели вы, известный режиссер, не уберегли его ни от криминальных разборок, ни от чеченской войны?

- Митин герой - это коктейль из разных людей, хотя он и наделил его огромным количеством своих качеств и черт. Он мне рассказал свою историю, написал. Когда я начал ее читать, понял, что там лежит замечательный роман для кино. А потом уже мы вместе написали сценарий и ставили фильм про великую живучесть и достоинство душевного мира русского человека. Мы запихали наших детей в общественную психушку, а они с таким достоинством продолжают отстаивать вечные понятия: добро, сострадание, любовь - для этого нужно иметь колоссальное мужество и абсолютно здоровые нервы.

Кино и женщины - взаимная любовь

Все фильмы режиссера Сергея Соловьева о любви: "Асса", "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви", "Сто дней после детства", "О любви". Сергей Александрович уверен, что в кино можно снимать только тех, с кем у тебя есть личные отношения, то есть жен (бывших и нынешних), любовниц, детей, и даже вещи, просто молча существующие в кадре, должны быть любимыми. Наверно, поэтому жены - Екатерина Васильева, Марианна Кушнирова, Татьяна Друбич - сыграли в его фильмах свои лучшие роли. С Екатериной Васильевой они поженились на втором курсе ВГИКа, и она стала, по словам режиссера, "первой "личной" актрисой, первым личным "произведением".

С первых дней знакомства с Татьяной Друбич муж-режиссер понимал ее с полувзгляда, с полуслова. "Очень хотел бы, чтобы в моей жизни не было этой мешанины, чтобы работа - отдельно, а бытовуха - отдельно, - говорил Соловьев. - Увы, так не получилось. Аню, свою дочку, я снял в "Доме под звездным небом" и с тех пор слежу за ней, прикидываю, в какую бы картину заткнуть".

Несколько лет назад Сергей Александрович опубликовал отрывок из своих мемуаров. На вопрос о том, не боится ли он обидеть близких своими откровениями, автор ответил: "Я уже давным-давно научился так писать о близких, чтобы им ни в коем случае не было больно. Нельзя обижать кого-то задним числом, даже когда охота свести счеты".

...Он любит добро - в прямом и переносном смысле. Жуткой приятностью считает предметы русского ампира первой трети XIX века: детали интерьера, мебель. В его доме есть вещи совершенно ошеломляющие - их ценность не в показном богатстве и роскоши, а в принадлежности к подлинному искусству.

Образ жизни Кино и ТВ