24.08.2004 00:00
Спорт

Богомолов: протрезвление Олимпиадой

Утонувшее в повторах ТВ схватилось за Олимпиаду как за соломинку
Текст:  Юрий Богомолов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3557)
Читать на сайте RG.RU

Август - это апогей телевизионного межсезонья. Именно на этот месяц приходится большинство повторов. От них никакого продыха нет, если, разумеется, не считать трансляций с Олимпиады. Они-то как раз и сделали рейтинг телевидению, главным образом - каналу "Спорт" и отчасти спортивным отпрыскам НТВ: НТВ-плюс Спорт, НТВ-плюс Футбол. Правда, на одну неделю. Относительно следующей никакой уверенности нет.

Только не надо переживать.

Мы уже почти все проиграли. То, что осталось, профукаем. Дай бог ошибиться, но видно, что Фортуна не за нас. Это, во-первых. Во-вторых, мы плохо тренированы. Может, наоборот: то, что во-вторых, то во-первых, а прочее потом. Как бы там ни было, но не за кого поболеть, чтобы обеспечить нашему ТВ достойный рейтинг. Кроме как разве за наших комментаторов.

Вообще-то все они сильно упали духом после многочисленных фиаско там, где мы уже предвкушали какое-то "золото". Пловцы ничего не наплавали, прыгуны с трамплинов - не напрыгали, бегуны - само собой.

Всякий раз комментатор, начиная репортаж, поначалу бодрится: "Ну, давайте держать за наших кулачки!" Это нам, зрителям, совет. Потом совет им, спортсменам: "Терпи, Света, надо терпеть..." Потом следует болтовня по поводу околоспортивных обстоятельств. Один мастер разговорного жанра обращает внимание другого мастера спорта: "Смотрите, как наша фехтовальщица бросилась на шею вон тому мужчине. Он, наверное, ее муж..." На это следует ответ человека, несомненно более осведомленного в мире большого спорта: "Не знаю, муж или не муж, но он ее тренер".

Наконец, на гребном канале наша четверка вырвалась вперед. Что творилось в этот момент с комментатором на российском канале "Спорт"... У него перехватило дыхание, он мгновенно охрип, но на крик его хватило: "Давай, матушка русская выносливость... Только чтобы хватило силушек... Неужели мы первые! Терпите! Мы - первые!!! "Золото" у русской команды!!! Мы - чемпионы. Мы их сделали, мы их порвали!!! У меня слезы на глазах..."

У меня тоже. Я бы и разрыдался, если бы не одна мысль. В этот момент стало понятно, что мы перестали быть великой спортивной державой не только реально, но и психологически, если способны впадать в патриотическую истерику по случаю одной-единственной золотой медали. Будто мы уже Нигерия или Новая Зеландия, и для нас эта награда - общенациональный праздник.

Только не надо пережимать...

Победы хмелят нас, а поражения – протрезвляют. Первое приятно, второе полезно.

И еще я подумал, как славно, что пока продолжаются отпуска у наших политиков и каникулы у основных политических телепрограмм. В какую бы они все впали демагогию по поводу наших неудач. Какие бы зажигательные речи произносили Рогозин, Жириновский, Зюганов о национальном позоре, о национальном унижении?.. Все телеведущие - от Познера до Андрея Максимова - задавали бы один и тот же вопрос: "Что надо сделать, чтобы наши спортсмены снова были бы впереди планеты всей?" И все бы - от спортсменов до политиков - выдали бы один и тот же ответ: "Спорт нуждается не просто в заботе и опеке со стороны государства, но и в огосударствлении, поскольку ничто так не укрепляет здоровый дух нации и ничто не способствует укреплению ее единства, как триумфы на Олимпиадах и прочих международных чемпионатах".

И еще все бы вспоминали, как хорошо было поставлено это дело в Советском Союзе. Не знаю, как другим, а мне лично в те времена сильно мешало болеть от души за своих именно то, как было поставлено дело в Советском Союзе. Ну и то, как был "поставлен" сам Советский Союз.

В нынешних поражениях наших есть одна польза. Мы по телевидению можем оценить спорт вне политики, то есть отделить спорт от политики. Финальный забег мужчин на стометровку - это же сказка, независимо от того, кто был первым. Или заплыв на стометровку кролем - еще одна сказка. А баскетбольная битва литовцев с американцами - просто фантастика. Чистая эстетика, чистый азарт. И комментарий Михаила Решетова был фантастическим: "Боже, что делает Ясикявичус! Я люблю тринадцатый номер!!!" Мы видим спорт ради спорта. Это как искусство для искусства. Они же - эти атлеты, баскетболисты, волейболисты, шпажисты - смотрятся, как инопланетяне. Или люди будущего?

Равняться на них нам, сидящим у телеэкранов в домашних тапочках, с нашими животами и с нашей мускулатурой невозможно, да и нет никакого желания. Но гордиться ими хотелось бы.

И в этом суть драмы российского человека. Мало того, что он скверно живет, так ему еще и гордиться почти нечем. Потребность в этом чувстве есть, чувство есть, а повода для его выхода нет... Происходит прокисание того, что у нас именуется патриотизмом, который вследствие этого может принимать дикие формы - вроде бесчинств фанатов в центре Москвы.

Но может принимать и вполне цивилизованные формы, впрочем, вполне дикие по содержанию. Как это случилось по ходу футбольного матча между питерским "Зенитом" и командой австрийского города Пашинг. Почти сельский стадион, местных зрителей не настолько много, чтобы не заметить на трибунах активных питерских болельщиков с их голубыми шарфами. Ну болеют и болеют. Ну скандируют: "Зе-нит! Зе-нит!" Или: "Пи-тер! Пи-тер!" И ладно. И славно. Не наказуемо. Но вот на бровку выскакивает один фанат с плакатом, на котором писано по-русски и по-английски: "В цветах нашего клуба нет черного цвета". Это прозрачный намек на то, что в команде, представляющей Санкт-Петербург, нет темнокожих легионеров. Для Европы чтобы было понятно - одни белые. Сарказм той выходки питерского шовиниста состоял в том, что белый "Зенит" в тот вечер потерпел унизительное поражение от разноцветной австрийской команды...

Вот олимпийские эмоции (в том числе и отрицательные) - это серьезное противоядие против чрезмерной гордости великоросса. В них тоже ответ на вековечный вопрос: "Кто мы?"

Выиграв Олимпиаду, мы бы еще подумали: удваивать ВВП или подождать с этим делом, развивать средний и малый бизнес или тоже повременить, демократизировать нашу жизнь или наоборот?

Победы хмелят нас, а поражения - протрезвляют. Первое приятно, второе полезно. Как там пелось Джигарханяном: "Только не надо переживать, только не надо пережимать. Может быть, выйдет, а может, нет - новая песня вместо штиблет".

Все новости Игр - в олимпийском проекте "РГ".

Олимпийские игры