По информации ФТС, ужесточение обусловлено ростом нелегальных поставок в Россию различных электробытовых товаров по сфальсифицированным документам, включая "подстройку" таких поставщиков и их российских клиентов-импортеров под льготные по растаможиванию категории импортных товаров. За истекшие 8 месяцев такие поставки увеличились, по экспертным оценкам, минимум на треть. Причем до 70 процентов в этом импорте приходится на демпинговую ("отверточную") продукцию.
Напомним: приказ 430 от 29 апреля 2002 года "О контроле таможенной стоимости товаров отдельной категории" предусматривает, что при определении таможенной стоимости товара таможенники руководствуются только счетами-фактурами производителей и не требуют дополнительных документов.
Для работы по такой схеме компания-импортер должна обязательно быть официальным дилером ("сбытовиком") производителя, добросовестным плательщиком налогов и таможенных сборов.
По упомянутой схеме ввозились только бытовая электроника и компьютерная техника. Но по данным ФТС, в текущем году список фирм-импортеров и товаров существенно расширился за счет импортеров оружия, катеров и лодок, лодочных моторов, яхт, бумаги, часов из драгоценных и полудрагоценных металлов. Привлекательными условиями "растаможки" поспешили воспользоваться не только легальные фирмы, но и так называемые "серые" импортеры-реализаторы всевозможной бытовой техники. Под фальшивыми декларациями о ввозе якобы калькуляторов, электронных записных книжек и т.п., подлежащих упрощенной таможенной процедуре, зачастую поставляются куда более дорогостоящие телевизоры, стиральные машины, холодильники. По данным ГТК, "серые" импортеры ввозят в Россию товаров на 4 - 5 млн. долларов ежемесячно, что, помимо всего прочего, снижает и без того невысокую конкурентоспособность российского производства аналогичных товаров.
По упомянутым причинам в ГУФТД ФТС и подготовлена новая редакция приказа, которая предусматривает более жесткие правила растаможивания "льготных" импортных изделий. В частности, предполагается расширить список документов, необходимых для представления в ГУФТД; кроме того, компании-импортеры обязаны представлять ежеквартальные отчеты о своей финансовой деятельности. Кстати, еще 28 июня был подписан приказ о создании комиссии, которая будет изучать заявки импортеров, желающих работать по упрощенной схеме. Новая редакция приказа N430 должна вступить в действие не позже 4-го квартала текущего года. Не исключено, что фирмы-участники предыдущего списка "льготной растаможки" будут подлежать своего рода переаттестации на предмет добросовестного соблюдения ими прежних обязательств.
Ужесточение таможенно-импортной процедуры обусловлено и тем, что в ближайшее время ожидается резкое увеличение объема поставок в РФ товаров и услуг из стран-участниц Таможенного Союза СНГ (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) и с Украины - участницы Ялтинских соглашений о едином экономическом пространстве, то есть из тех стран, в торговле с которыми отменены или отменяются пошлины и другие ограничения. А по "беспошлинному" коридору СНГ в Россию поступает, заметим, до половины контрабандного и почти 65 процентов демпингового импорта из дальнего зарубежья. По словам директора департамента международного сотрудничества Министерства промышленности и энергетики РФ Дмитрия Сухопарова, "свободная торговля между странами СНГ фактически существует с 1992 года. Так, в импорте из Украины Россия изъяла из режима беспошлинной торговли только сахар, некоторые виды патоки, спирт и табачные изделия. Украина же изъяла из такого режима по импорту из РФ лишь шоколад и кондитерские изделия".