Во время торжественного открытия, которое мы вели в прямом эфире с Николаем Озеровым, тепло представили знаменосца советской делегации — богатыря Ивана Ярыгина. Он еще на прошлых Играх в Мюнхене стал победителем среди борцов вольного стиля, выигрывал мировое первенство год спустя, трижды был чемпионом Европы. Легко на одной вытянутой руке гордо пронес он флаг Родины. А когда пришел час выйти на олимпийский ковер, Иван Сергеевич, ему тогда уже было 28 лет, снова поверг всех своих соперников, вторично удостоился золотой медали и стал легендарным спортсменом. И в других весовых категориях первенствовали наши атлеты — Юмин, Андиев, Пинигин и Тедиашвили. С последним уже в Москве меня познакомил Котэ Махарадзе — грузинский Отелло и популярный футбольный комментатор. В греко-римской борьбе свои герои: Балбошин, Быков, Резанцев, Колчинский, Шуманов, Налбандян и Константинов.
Вслед за баскетболистами, авторами сенсационного олимпийского успеха, блестяще представила себя в Монреале и женская сборная, тоже в первый раз завоевавшая чемпионские награды. И сразу же загремели имена Климовой, Барышевой, Шуваевой, Овечкиной, Ферябниковой и их подруг по команде. Может, и в Афинах наши баскетболистки добьются подобного результата. По-моему, они имеют для этого хорошие возможности.
На монреальских играх дебютировали и обе наши гандбольные команды. Женщины, среди которых выделялась Турчина — супруга выдающегося киевского тренера в этом виде спорта, и мужчины, где тогда уже отличался своей мощной игрой Максимов, действиями которого я восхищался еще за несколько лет до этого, когда вел репортажи с чемпионата мира из Швеции. Сейчас Владимир Максимов — главный тренер сборной России. И несмотря на трудности, пока я пишу эти строчки, сквозь череду сильных соперников пытается пройти в четвертьфинал.
Не подкачали, как всегда, гимнастки, хотя каждое олимпийское четырехлетие обновляло состав сборной. На этот раз вместе с уже ранее прославившимися Ольгой Корбут и Людмилой Турищевой золотые медали завоевали Гроздова, Ким, Филатова, Саади. А у мужчин единственный победитель — Николай Андрианов, который стал фаворитом еще и в Мюнхене. Как и Вячеслав Иванов, ставший здесь двукратным чемпионом в академической гребле.
Высокое мастерство в легкой атлетике продемонстрировали бегунья Казанкина, метатель Седых и непревзойденный в 60—70-е годы мастер тройного прыжка Санеев.
В бассейне верхние ступени пьедестала заняли чемпионки-дебютантки: пловчиха Кошевая и прыгунья в воду Вайцеховская. Последняя уже как опытный журналист освещает афинские игры для популярной газеты «Спорт-экспресс».
Штангист Василий Алексеев еще раз выиграл звание олимпийского чемпиона, но уже в другой компании партнеров по другим весовым категориям — с Ригертом, Ворониным, Колесниковым и Шарием.
Фехтовальщицы первенствовали в соревнованиях на рапирах, а мужчины — на саблях.
Словом, монреальская Олимпиада была очень насыщена успехами представителей отечественного спорта.
Когда мы ее закрывали, произошло два конфуза — разные по значимости и восприятию. По традиции во время торжественного закрытия выступают мастера конного спорта. Если честно признаться, мы в тонкостях этой дисциплины не очень были сильны. А потому «вежливо» предлагали друг другу вести репортаж. Во время нашего такого пререкания с Озеровым по техническим каналам в Москве нас услышали. И тогда редактор трансляции успокоил: «Николай Николаевич, не беспокойтесь, у нас в Останкине находится специалист, тренер из федерации конного спорта. Он вам все и будет подсказывать». Мой друг успокоился. Но вот начались выступления, конники преодолевали первую преграду, а голоса помощника все нет и нет. Когда же он появлялся, то с большим опозданием. Надо же, тренер оказался заикой, и в этом была причина задержки. Так что, как понимаете, волнение наше, прежде всего у Озерова, было большим.