31.08.2004 04:00
Власть

Марков: Алханова не могли не избрать

Текст:  Сергей Марков (директор Института политических исследований)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3564)
Читать на сайте RG.RU

Избиратели Чечни продемонстрировали высочайшую активность, значительно выше, чем в среднем по России, и безоговорочно проголосовали за кандидата от партии власти, которого они, может быть, еще полгода назад и не знали. Большинство чеченцев хотят только одного - мира и возвращения нормальной цивилизованной жизни, - хотя бы так, как живут во всей остальной России. Поэтому они активно участвуют в выборах. Мир не наступит без твердой собственной чеченской власти.

Почему Алу Алханов? Во-первых, избиратели Чечни проголосовали бы почти за любого человека, которого им рекомендовал Владимир Путин, являющийся для них главной надеждой благодаря его твердости и последовательности в борьбе с террористами, в восстановлении политической власти, экономики и цивилизации в Чечни. Во-вторых, Алу Алханов представляет правящую группировку, сформированную Ахматом Кадыровым. Алу Алханов стал символом этой группировки, которая является коалиционной и включает две части. Первая группа - те, кто и в первую, и вторую войну сражался на стороне России, их лидерами и символами долгое время были Гантамиров и Завгаев. Вторая группа - те, кто в первую войну воевал "против" России, а во вторую - уже "за", их символом и лидером был Ахмат Кадыров. Избрание Алу Алханова укрепляет правящую в Чечне коалицию. Алу Алханов еще в первую войну героически воевал за Россию, но он также был ближайшим соратником Ахмата Кадырова и будет делить власть с Рамзаном Кадыровым. Именно группа Кадырова взяла на себя ответственность за то, чтобы постепенно привести Чечню к миру. Произойдет это, конечно, не скоро, но если сравнить ситуацию лета 2004-го с летом 2001-го, то видно, что прогресс есть.

Этой коалиции также противостоит коалиция чеченских сепаратистов и исламских фундаменталистов. В первую войну главным соперником был чеченский терроризм, лидерами которого были Джохар Дудаев и Аслан Масхадов. Но после ползучего переворота, совершенного Шамилем Басаевым и Хаттабом в 1999 году, наш главный враг на Северном Кавказе - исламский фундаментализм, а чеченский сепаратизм уже давно у него просто "мальчик на побегушках". Анализ этнического состава боевиков, участвующих в нападении на российские органы власти последние месяцы, а также места боестолкновений (Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария) свидетельствуют, что терроризм на Северном Кавказе постепенно теряет чеченское лицо.

Политика Москвы в Чечне включает несколько линий: строительство местных органов власти, включая силовые институты, - чеченизация; восстановление экономики и социальной сферы; продолжение военного подавления боевиков без политических переговоров с ними; переговоры с полевыми командирами об условиях их почетной капитуляции, в том числе с лидерами сепаратистов - на каких условиях они могут прекратить союз с исламистами, прекратить вооруженную борьбу и принять российскую власть в Чечне; продолжение международной изоляции чеченских сепаратистов и исламских террористов, чтобы обрезать каналы финансов и наемников в Россию для производства терактов.

Эта политика в целом будет продолжена, хотя усиление террористических атак - Ингушетия, Грозный, Дагестан, взрывы самолетов - требует коррекции политики на Северном Кавказе. Главное направление здесь - уменьшение потенциальной социальной базы для исламского радикализма и разрушение финансовых и идеологических сетей, тянущихся от "Аль-Каиды" и ее союзников на Северный Кавказ. Важно и сформировать новую идеологию на Кавказе. Ведь идет борьба с исламским фундаментализмом за умы и души миллионов.

Внутренняя политика Чеченская Республика Кубань. Северный Кавказ