- Владимир Михайлович, Германия, Франция и Италия пошли на облегчение визового режима некоторым категориям граждан РФ. Не собирается ли официальный Хельсинки последовать этому примеру?
- Финляндия, безусловно, заинтересована в облегчении визового режима между Россией и ЕС. Объем взаимных поездок между нашими странами впечатляет - более шести миллионов пересечений границы в прошлом году. Вместе с тем Финляндия пока не собирается заключать с нами двустороннее визовое соглашение (хотя такая возможность по-прежнему остается) и возлагает надежды на то, что облегчение российско-финского визового режима будет достигнуто через соглашение Россия-ЕС, переговоры по которому начнутся этой осенью.
- В советские времена большую часть заветного импорта наши перекупщики везли из Финляндии. Как складываются наши экономические отношения сейчас, когда СССР канул в Лету вместе с дефицитом и фарцовщиками?
- В свое время Финляндия среди западных стран была одним из главных торговых партнеров Советского Союза. Ее экономика во многом была ориентирована на обеспечение потребностей СССР в широком спектре товаров - от кораблей до обуви. Переход к свободной торговле означал для обеих сторон необходимость серьезной перестройки устоявшейся структуры связей. И это удалось сделать.
Товарооборот между нашими странами в последние годы устойчиво растет. В 2003 году он составил почти восемь миллиардов евро - рекорд для постсоветской российско-финской торговли. Это, например, больше, чем наша торговля с Великобританией или Францией, хотя эти страны куда крупнее Финляндии и по экономическому потенциалу, и по населению.
А без проблем не обходится никогда. "Узким местом" в российско-финских экономических связях, в силу опять же их огромных объемов, оказались, к примеру, граница и транспортно-логистическая инфраструктура. Однако благодаря тесным деловым связям российских и финских ведомств проблем становится все меньше - в частности, очереди грузовиков на границе выстраиваются сейчас намного реже, чем год-два назад.
- Финны постоянно твердят, что Россия "экспортирует" к ним в страну собственный криминал...
- Ну, финны финнам рознь. Профессионалы вам скажут, что российский фактор далеко не определяющий в статистике преступных деяний, совершаемых иностранцами в Финляндии. Так, по имеющимся данным, из всех преступлений, зафиксированных здесь в прошлом году, на долю приезжих приходилось около 40 процентов, из которых россияне составляли приблизительно четвертую часть. При этом речь шла в основном о мелких проступках, связанных с нарушением режима пересечения границы, таможенного распорядка, правил дорожного движения и т.п. Да, встречаются и проституция, и наркотики, что особенно любят помусолить финские СМИ. Но и в этом отношении мы не выделяемся на фоне других соседствующих с Финляндией государств.
Другой вопрос, что всех тех, кто говорит по-русски, часто причисляют к гражданам России, не заглядывая к ним в паспорт. Не только в Финляндии, но и во многих европейских странах бытует легенда о некой русской мафии. В этой стране такие "утки" часто "летают" на страницах газет. Но доверять им не стоит.
- В Финляндии есть организации, например "ПроКарелия", которые поднимают вопрос о возвращении территорий, утраченных Финляндией в результате Второй мировой войны. Какова тут позиция России?
- Этот вопрос не является темой межгосударственных дискуссий. Территориальный вопрос был снят сразу после войны в результате заключения в 1947 году Парижского мирного договора. С тех пор и по сей день мы, как и правительство Финляндии, считаем, что такой проблемы в наших двусторонних отношениях не существует.
- В этом месяце к работе приступил новый посол Финляндии в России Харри Хелениус. Вы с ним знакомы?
- Я хорошо знаю Харри, в финском МИДе он один из "ветеранов" российского направления. Был директором департамента, отвечающим за отношения с нашей страной. Мы встречаемся достаточно регулярно. Одна из таких встреч состоялась за несколько дней до его отъезда в Москву.
У финнов сложилась позитивная, на мой взгляд, традиция, согласно которой посол Финляндии в России - это всегда опытный и хорошо знающий нашу страну дипломат, при этом, как правило, свободно владеющий русским языком. Назначение Харри Хелениуса - яркое подтверждение этой традиции.
Отношения между нашими странами являются особыми - это не только большая политика, но и обширный и сложный комплекс двусторонних практических вопросов сотрудничества. Я надеюсь, что новый финский посол будет, разумеется, исходя из национальных интересов своей страны, всемерно содействовать укреплению и дальнейшему развитию этого добрососедства.