02.09.2004 03:30
Власть

Интервью с Игорем Селивановым

Текст:  Аркадий Медведев (заместитель шеф-редактора газеты "СОЮЗ. Беларусь-Россия")
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (181)
Читать на сайте RG.RU

- Игорь Андреевич, расскажите об идеологии и основных параметрах союзного бюджета-2004. Есть ли отличия в формировании союзного бюджета в прежние годы и сейчас, сопоставимы ли темпы роста союзного бюджета с национальными бюджетами России и Беларуси?

- Прежде всего хочу отметить, - сказал И. Селиванов, - что тема нашего разговора довольно специфическая - бюджет, финансы, цифры, то есть, как говорится, "сухая материя", но именно конкретные цифры лучше всего и характеризуют деятельность Союзного государства. Вот, к примеру, более 600 детей из Беларуси и России, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, пройдут лечение в нынешнем году в российских и белорусских санаториях за счет союзного бюджета. При этом специально запланировано, что ребята из Гомельской области приедут на три недели в Россию, а группа детей из Брянской области - в Беларусь. На реализацию этого проекта в бюджете-2004 выделяется шесть миллионов 300 тысяч российских рублей.

Союзный бюджет, - продолжил заместитель Госсекретаря, - один из важнейших инструментов в обеспечении выполнения функций и задач Союзного государства. Это особая форма образования и расходования денежных средств, которые направляются на решение первоочередных интеграционных задач, стоящих перед Россией и Беларусью. Именно через совместный бюджет реализуется и проводится социальная политика Союзного государства. Поэтому если о союзном бюджете больше писать и больше его комментировать, то соответственно степень развития Союзного государства будет более понятна широкой аудитории. Но это уже скорее ваша, журналистская, работа. И на нее, к слову, также есть соответствующая строка в союзном бюджете.

Так вот, в бюджете главное - его объем. Сколько бюджет перераспределяет денег. Почему перераспределяет? Есть доходная часть бюджета, а через расходную часть эти средства направляются на решение различных задач. И я бы хотел с удовлетворением отметить, что за четыре года существования Союзного государства его бюджет вырос с 2,2 миллиарда российских рублей (в 2000 году) до 2,9 миллиарда в нынешнем. Мы явственно видим положительную динамику.

Кстати, само становление и развитие бюджетного процесса в Союзном государстве, а ранее в Союзе Беларуси и России, имеет свою, хоть и не очень продолжительную, историю. В 1996-1997 годах совместные программы в рамках Сообщества Беларуси и России финансировались исключительно из национальных бюджетов. На том этапе интеграционного процесса России и Беларуси на финансирование пяти совместных программ из национальных бюджетов двух стран было направлено 81,7 миллиона рублей. Средства в основном (91 процент от общего объема финансирования) расходовались по двум направлениям - обеспечение безопасности государств-участников (оборудование границ, таможен) и военно-техническое сотрудничество. С 1998 года бюджет Союза Беларуси и России начал формироваться за счет отчислений государств-участников и обрел ту форму и содержание, которые он имеет в настоящее время.

Бюджет Союзного государства из года в год неуклонно возрастает, а темпы его роста сопоставимы с темпами роста национальных бюджетов государств-участников.

Существенно расширились и направления расходования бюджетных средств. Сегодня значительные средства выделяются на финансирование не только военно-технического сотрудничества и обеспечение безопасности, но и на финансирование совместных производственных программ, то есть расширение предприятий, создание новых производственных мощностей, что обусловливает в свою очередь возникновение новых рабочих мест, рост доходов граждан. Из союзного бюджета финансируются совместные программы и в сельском хозяйстве, транспорте и связи, образовании, культуре и искусстве. Финансируются средства массовой информации, здравоохранение и спорт. В целом в бюджете-2004 предусмотрено финансовое обеспечение 42 программ и мероприятий.

Что касается идеологии построения союзного бюджета, то она основывается, в частности, на принципах: а) сбалансированности (бездефицитности) бюджета, который означает, что расходы полностью соответствуют запланированным доходам; б) эффективности и экономности расходов (достижение заданных результатов с использованием наименьшего количества средств); в) адресности и целевого характера (средства выделяются конкретным организациям и предприятиям для выполнения запланированных задач); г) гласности (обязательное опубликование в СМИ бюджета и отчета о его выполнении, доступность информации о ходе исполнения бюджета).

Бюджет Союзного государства на 2004 год по доходам определен в сумме двух миллиардов 650,1 миллиона рублей, в том числе за счет отчислений государств-участников, предусмотренных в национальных бюджетах, - два миллиарда 462 миллиона рублей (взнос Российской Федерации - 1 миллиард 600 миллионов рублей, Республики Беларусь - 862 миллиона рублей), а также поступлений в виде платы за пользование ранее предоставленными бюджетными кредитами в сумме 188,1 миллиона рублей. В расходы бюджета Союзного государства на 2004 год включен возврат бюджетных кредитов, предоставленных из бюджета Союза Беларуси и России и бюджета Союзного государства в 1999-2002 годах на финансирование совместных производственных программ в сумме 240,2 миллиона рублей.

- В чем причина столь позднего утверждения союзного бюджета в нынешнем году? Ведь в прошлом году никаких проблем не было: союзный бюджет-2003 был утвержден 20 января 2003 года. Мы получаем письма читателей, в которых они высказывают особое беспокойство судьбой новых утвержденных союзных программ: до сих пор не получено ни копейки на их реализацию. Есть ли все-таки шансы на то, что новые программы смогут заработать?

- В позднем утверждении союзного бюджета в основном сыграла свою неожиданно негативную роль реформа российских министерств и ведомств. Бюджет наш верстался на фоне прежней управленческой структуры, прошел все необходимые согласования и фактически был готов к утверждению. Но началась реорганизация правительственных российских структур... Все это время союзный бюджет исполнялся по одной двенадцатой месячных бюджетных назначений. Поясню, что согласно порядку формирования и исполнения союзного бюджета до его утверждения Постоянный Комитет Союзного государства правомочен осуществлять расходование бюджетных средств на продолжение финансирования программ Союзного государства по отдельному перечню, а также на содержание органов Союзного государства при условии, что из бюджета на предыдущий финансовый год на эти цели уже выделялись средства, но не более одной четвертой ассигнований предыдущего года в расчете на квартал (не более одной двенадцатой - в расчете на месяц) по соответствующим разделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджета Союзного государства.

Конечно, такое финансирование сказалось не самым лучшим образом на многих программах. А больнее всего это обстоятельство ударило как раз по новым программам, то есть тем, которые появились лишь в бюджете 2004 года. Поскольку временное исполнение союзного бюджета предполагает финансирование только тех программ и мероприятий, которые уже были в прошлом бюджете. Если программа новая, не обкатанная, не апробированная, то она должна финансироваться исключительно в рамках уже утвержденного бюджета. Поэтому все новые программы денег получать просто не могли. И не по прихоти какого-то чиновника, а в соответствии с действующим законом. Теперь же бюджет утвержден, все средства, заложенные в бюджете, будут выделены до конца года, программы смогут заработать. Конечно, перед их исполнителями встает нелегкая задача - за оставшиеся четыре месяца освоить все средства и выполнить программные цели.

- Как обстоят дела с подготовкой бюджета на следующий, 2005 год? В каком объеме он планируется и в какие сроки на этот раз будет принят?

- Первоначальный проект союзного бюджета 2005 года уже подготовлен, и его предполагаемый объем должен сохраниться на уровне 2004 года, то есть составить около 2,9 миллиарда рублей. Как и нынешний, бюджет 2005 года будет состоять из двух частей. Первая (основная) часть - взносы государств-участников, которые, к сожалению, предположительно будут немного меньше, чем в 2004 году. Процентов на шесть-семь меньше. Соответственно российская доля, о чем мы официально уже уведомлены, составит полтора миллиарда рублей (против 1,6 миллиарда рублей в нынешнем году). Уменьшится и доля Республики Беларусь (с 862 до 808 миллионов рублей). Однако часть расходов бюджета будет погашена за счет возврата ранее предоставленных кредитов (предположительно эта сумма составит в 2005 году около 450 миллионов рублей). Поэтому в целом бюджет останется на прежнем уровне.

Первоначальный проект союзного бюджета 2005 года уже подготовлен, и его предполагаемый объем должен сохраниться на уровне 2004 года, то есть составить около 2,9 миллиарда рублей.

Проект бюджета-2005 должен быть представлен на заседание очередного Совета Министров Союзного государства, которое планируется провести в конце сентября - начале октября нынешнего года. На следующем, декабрьском, заседании союзного Совмина проект бюджета на 2005 год должен быть одобрен, после чего он будет направлен в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. Союзным парламентариям по процедуре отводится месяц для рассмотрения и принятия бюджета. Затем бюджет с полностью согласованными поправками выносится на окончательное утверждение в Высший Государственный Совет Союзного государства.

- Получается, что союзный бюджет-2005 вполне может быть принят уже в конце января - начале февраля 2005 года?

- Да, так предположительно и должно быть.

- Как происходит контроль исполнения союзного бюджета Постоянным Комитетом? Насколько он эффективен? Вот о проверках Счетной палаты РФ союзного бюджета мы слышим постоянно, а как организован контроль бюджетного процесса самим Постоянным Комитетом?

- Контроль за расходованием бюджетных средств - многоплановый и многогранный процесс. Из общей системы контроля над исполнением бюджета контроль самого Постоянного Комитета является первичным, а главный контроль осуществляет Счетная палата РФ и соответствующее государственное контрольное ведомство Республики Беларусь. Ведь основной контроль в принципе должна осуществлять независимая организация, а не та, которая сама же исполняет бюджет или организует его исполнение.

С 2001 года в Союзном государстве принята казначейская система исполнения союзного бюджета. А она по определению предполагает строгое соблюдение целевого характера использования бюджетных средств, поскольку требует подготовки и утверждения целого пакета документов, подтверждающих обоснованность всех расходов. Вот, к примеру, есть программа с определенными целями и задачами. Чтобы выполнить какую-то задачу, необходимо приобрести станки. Для того чтобы получить деньги на их покупку, необходимо предъявить контракты на покупку именно этих, указанных в программе, станков. А если контракт будет предъявлен на другие станки, средств со своего лицевого счета в казначействе вы не получите. Хотя можно очень долго доказывать, что это фактически те же самые станки. Это вот и есть самый главный вид контроля: строгое и неукоснительное соблюдение всех позиций программы, которая утверждена к финансированию.

И тем не менее, конечно, все равно бывают сбои. И потому текущий вид контроля в Постоянном Комитете осуществляют профильные департаменты, которые непосредственно курируют выполнение союзных программ, отраслевые департаменты, как мы их называем. Каждая программа закреплена за определенным департаментом Постоянного Комитета, сотрудники которого выезжают на испекционные проверки, контролируют в том числе правильное расходование средств. Были выделены деньги, куда они потрачены фактически. Ведь трата денег не всегда означает, что была вовремя произведена поставка тех же станков или выполнен определенный объем работ. Вот этим у нас и занимаются департаменты. Скажем, надо было закупить проектно-сметную документацию по монтажу какого-нибудь оборудования. Смонтировано оно? Акт о приемке подписан? Подписан, и не просто подписан, а на самом деле оборудование смонтировано. Это и есть основной вид контроля со стороны Постоянного Комитета. Существует у нас и определенная форма отчетности, которую мы получаем ежеквартально от наших бюджетополучателей, где они расписывают на что, как и почему они потратили средства. В свою очередь, эти данные проверяются.

- А вот многие жалуются, что процесс утверждения новых программ и сам ход их исполнения излишне "забюрокрачен". Как вы это прокомментируете?

- Любой контроль предполагает определенный порядок. В свою очередь, порядок гарантирует эффективность. Да, для того чтобы подготовить все документы, обосновывающие необходимость и целесообразность затрат средств союзного бюджета, надо поработать. Причем, подчеркну, необходимо не просто "бумажки" подготовить, а серьезные обосновывающие документы. Конечно, гораздо легче просто "вбухать" деньги в какой-либо проект, надеясь и убеждая всех на словах, что он полезен. Однако действительно серьезные дела так не делаются. Кстати, работа финансовых служб Союзного государства привела к тому, что если в 2000 году исполнение бюджета характеризовалось 76 процентами от плановых заданий, то в 2003 году исполнение бюджета составило уже 93 процента от плановых заданий. Другими словами, происходит не только рост самого союзного бюджета, но увеличивается и степень его исполнения. Это тоже очень важно.

- Иногда можно услышать, а то и прочитать в СМИ, что львиная доля всех затрат союзного бюджета идет на содержание самих же чиновников союзных структур управления. Каков удельный вес расходов на содержание органов Союзного государства?

- Да, действительно, мне часто приходится выступать в СМИ, и почти всегда задается именно этот вопрос. Так вот, на содержание всех органов Союзного государства расходуется около пяти процентов средств союзного бюджета. Поясню, что в эту сумму входит не только и даже не столько зарплата чиновникам, но в первую очередь проведение заседаний Совета Министров и Высшего Госсовета Союзного государства, проведение сессий Парламентского Собрания, других мероприятий, в частности, прием и размещение международных делегаций.

- В рамках союзных программ, финансируемых из союзного бюджета, производится различная современная техника (станки, компьютеры и т.п.), а также конструкторская документация на нее, разрабатываются новые технологии. Кому принадлежит право собственности на эту продукцию?

- Номинально все, что производится в рамках союзных программ и за счет союзного бюджета, - собственность Союзного государства. Однако из-за отсутствия нормативно-правовых актов о собственности нового государственного образования плоды союзных программ пока пожинает не Союзное государство, а отдельные предприятия и организации. Союзное государство, как говорится, "у всех на глазах" недополучает доходы от реализации своих же собственных союзных программ. В то же время если закрепить право союзной собственности на эту продукцию, то уже в ближайшее время его бюджет пополнится существенными поступлениями. Сейчас у нас достаточно остро стоит вопрос инвентаризации всего созданного в рамках союзных программ за последние годы имущества, подготовка пакета документов. Соответственно идет разработка предложений по использованию этого имущества.

Подводя итоги встречи, Игорь Селиванов подчеркнул, что существующие проблемы в бюджетно-финансовой сфере Союзного государства во многом являются отражением тех проблем и той реальной ситуации, которая сложилась сегодня в союзном строительстве в целом. Ведь именно сегодня от осознания необходимости интеграции и создания единого государства мы переходим к этапу его технологического обустройства. Поэтому союзный бюджет хотя и не играет определяющей макроэкономической роли в экономической жизни России и Беларуси, в плане наработки опыта просто незаменим. Именно здесь отрабатываются процедуры работы на будущее, когда в Союзном государстве будут полноценный единый парламент, правительство, казначейство, счетная палата и другие структуры управления.

Внешняя политика Союзное государство России и Беларуси