Официального сообщения пока не было, однако, поскольку такие планы вынашиваются уже не первый год, столь же анонимные собеседники, опрошенные уже непосредственно корреспондентом "РГ", особых сомнений в том, что так и будет, не высказывают.
Проще всего объяснить перемену участи в судьбе ветеринаров, поскольку еще в январе 2003 года весь "секретный план" раскрыл читателям "РГ" министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. 1600 ветеринарных пунктов, в которых работают около ста тысяч человек, являются сегодня государственными предприятиями и подчиняются минсельхозу. Государство "ликвидирует" их в качестве ГУПов, передавая их функции частному бизнесу. Только небольшая часть ветеринаров останется в государственном подчинении, но уже не под минсельхозом, а под областными органами власти. Ожидается, по словам процитированного агентствами источника, что около 5 тысяч человек смогут стать госслужащими в этом новом качестве. Остальные, как предполагается, смогут продолжить работу, но уже в частных предприятиях.
О том, что Росхлебинспекция в ходе административной реформы может исчезнуть вовсе, комиссия, возглавлявшаяся тогда вице-премьером Борисом Алешиным, заявляла еще в ноябре прошлого года. Весной ряд функций этого ведомства признаны избыточными: ведомство лишилось права давать оценки качеству зерна и его запасам. Но де-факто инспекция продолжала надзирать не только за хлебом, но и за зерном, и за мукой, потому что кроме нее заниматься этим некому. Ныне, по словам анонимного источника, "все функции Росхлебинспекции признаны избыточными". По его же словам, на базе 76 ликвидируемых инспекций планируется создать одну, которая будет контролировать качество зерна, но лишь того, которое закупается для государственных нужд. В то же время, как сказал корреспонденту "РГ" замруководителя этого ведомства Виктор Мальцев, "если не будет представительств, не станет и центрального аппарата - какой тогда в нем смысл?"
Некоторые наблюдатели обращают внимание на то, что этим летом над хлебной инспекцией витал словно бы злой рок и она оказывалась в гуще неприятных для нее слухов и разговоров. Так, появились сообщения, будто бы минсельхоз завышает данные урожая, поскольку его данные не согласуются с оценками Росхлебинспекции. На этот счет министр Алексей Гордеев вынужден был давать отдельное разъяснение:
- Росхлебинспекция вообще не вправе давать информацию по запасам и наличию зерна, задачи у нее совсем иные - выявлять качество хлеба, не более, - сказал он.
Тем не менее именно данные инспекции о том, что на юге страны доля продовольственного зерна в этом году составляет лишь 22 процента в общем урожае против 38 процентов в прошлом сезоне, нервировали и портили картину, заставив некоторых заговорить даже о зерновом дефиците. В то же время вскрылся факт того, что отделение Росхлебинспекции в Краснодарском крае, не проверив должным образом партию гуманитарного груза, дало добро на ввоз, а груз оказался с душком. Вероятно, эта череда событий и заставила подойти к судьбе Росхлебинспекции особо радикально.
Вряд ли стоит ожидать, что когда слова "анонимного источника" подтвердятся, и инспекторы, и ветеринары воспримут новость со стоическим спокойствием. Виктор Мальцев как чиновник пытается сохранять спокойствие:
- Я никак не могу комментировать решение комиссии или его обсуждать - нам остается взять под козырек. В то же время без Росхлебинспекции, я думаю, будет сложно.