03.09.2004 05:00
Происшествия

Эксперты "РГ": против России выступила новая сила

Против России начала действовать новая военно-политическая сила
Текст:  Анна Закатнова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3569)
Читать на сайте RG.RU

Вячеслав Никонов, фонд "Политика":

- Мы еще не знаем, как разрешится кризис в Беслане, от этого на самом деле очень многое будет зависеть. В любом случае очевидно, что ответом на эти действия террористов может быть только ужесточение государственной политики. С точки зрения законодательной можно ожидать увеличения финансирования правоохранительной деятельности и силовых структур. А от президента можно ожидать мер по укреплению вертикали правоохранительных органов.

Сейчас власть достаточно аккуратно ведет себя, и в области борьбы с ксенофобией ничего нового здесь придумано не будет. И сейчас, когда идет кризис с заложниками, происходят теракты, никто сильно не упирает на этническую сторону конфликтов, прекрасно понимая, что речь идет о международном терроризме. То, что в обществе будут нарастать ксенофобские настроения, - это совершенно неизбежно в условиях любой террористической войны, естественно, на это не надо поддаваться.

Вообще для того, чтобы противостоять той террористической угрозе, с которой сталкивается Россия, а эта угроза для всех стран на планете наивысшая, против нас за последние годы было терактов больше, чем против кого бы то ни было. Для противостояния нам нужно совершенно другое качество государства - некоррумпированное, с полноценными, нормальными, а не нищими спецслужбами, и в таком государстве все общество является участником борьбы с тем врагом, которое объявило нам войну.

   точка зрения

Сергей Марков, Институт политических исследований:

- Пока дать определенный прогноз трудно. Но главное - произошла смена главного противника, с которым Россия воюет на Кавказе. Еще совсем недавно главным противником был чеченский сепаратизм, но мы видели, что он выдыхается - теракты не удавались, полевые командиры сдавались, Масхадов с Басаевым спорили друг с другом из-за двух тысяч долларов, и казалось - конфликт выдыхается. Но вдруг последовала серия атак, причем в один ряд с захватом заложников в Северной Осетии должны быть поставлены успешная (не для нас, а для боевиков) военная операция в Ингушетии, удавшаяся для них операция в Грозном, взрывы двух самолетов, взрыв у станции метро в Москве. И это позволяет сделать вывод, что против России начала действовать новая военно-политическая сила, которая значительно лучше, чем чеченские сепаратисты, оснащена ресурсами и финансами, человеческими и технологическими. Видимо, эта сила связана с международным террористическим исламским интернационалом. Что она собой представляет, станет ясно позже, но важно, что чеченские сепаратисты у них - только мальчики на побегушках, поэтому менять политику в Чечне не имеет никакого смысла.

Однако сами подходы к обеспечению безопасности требуют перемен: должен произойти переход от государственной безопасности к общественной безопасности. Это означает, что не одни спецслужбы, а все российские государственные и общественные институты должны подключиться к обеспечению безопасности. Конкретный пример: должно быть уделено максимум внимания решению проблемы безработицы на Северном Кавказе, которая и "поставляет" людей в боевики. Я думаю, что сейчас именно обеспечение трансформации государственной безопасности в общественную - главный вызов высшей государственной власти и президенту Путину. В результате этой суперварварской акции по захвату детей - это ужасно, это вообще беспрецедентно в истории - думаю, будет нарастать международная изоляция той силы, которая воюет против России, в том числе чеченских сепаратистов. Можно прогнозировать укрепление органов безопасности.

Антитеррор Мировой терроризм