03.09.2004 02:40
Общество

Судьба девочки, чьи родители погибли в самолете

Так говорят 2-летней Риточке, чьи родители погибли во время воздушного теракта
Текст:  Виктория Авербух
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3568)
Читать на сайте RG.RU

- Знаешь, Райка наша погибла. И Боря тоже. На самолете летели в Сочи и разбились там, в Ростовской области, - как-то скороговоркой выпалила в трубку подруга Лиза.

То ли от этой скороговорки, то ли от того, что таким диссонансом прозвучали судорожно-грубые "Райка погибла" - но по разные стороны трубки мы заревели одновременно.

Несколько лет назад мне повезло подружиться с двумя удивительными сестрами Богдановыми - Лизой и Раей. Обе - очень образованные (все-таки сказалось воспитание мамы-педагога), интеллигентные и невероятно застенчивые. Раечка - невысокая, светленькая, с едва заметными веснушками - всегда мечтала о неком идеале: муж, дети, работа. Именно в таком порядке.

Рая и замуж вышла рано по нынешним временам - в 20 лет. Боря Шапкин был ей под стать: коренастый, уравновешенный, рассудительный. Они друг другу подходили, как кусочки паззла. И всюду ходили вместе - на концерты, в театр, в ночные клубы, в гости. Даже дома старались не расставаться, не расходиться по разным комнатам.

Два года назад у них родилась дочка Риточка. Так случилось, что, когда ей было чуть меньше года, мы все вместе отдыхали в Подмосковье. И я увидела семейную идиллию своими глазами: Боря специально взял отпуск, чтобы повозиться с дочкой и дать отдохнуть жене. После обеда Боря обычно укачивал коляску, пока оба, папа и дочь, не засыпали в беседке под шелест листьев. А мы с Раей болтали, и подруга, выслушав очередные жалобы на личную жизнь, сказала: "Удивительно, но я так хочу, чтобы и Лиза, и ты, и другие наши подружки были счастливы! Вы у меня такие несобранные, такие увлекающиеся, но ведь если у меня получилось быть счастливой, то и вы сможете. Вот сейчас Риточка немножко подрастет, я работать пойду, будем по миру ездить втроем..." Боря и Рая работали консультантами в одной аудиторской фирме, "менеджеры среднего звена" - много работы и мало отдыха. Поэтому виделась я с ними редко, в основном перезванивалась или обменивалась письмами по электронной почте, фотографиями. Казалось, что мы еще все успеем - встретимся на этот праздник или на следующий, какая разница? А вечером 24 августа сказка кончилась. Рае было 26, а Боре - 28.

- Мы и не попрощались толком, они улетали-то всего на четыре дня, - говорит мама Раи Сусанна. - Раечка рано утром на работу убежала, я ее только в окно успела увидеть. А у Боречки свободный день был, он меня на работу отвез - я замдекана юридического факультета в Университете Российской академии образования, потом мы с ним еще у метро встретились, сказали "пока-пока", думали-то, что они в воскресенье уже к нам на дачу приедут.

Риточке всего два года, и она, конечно, не знает о случившейся в семье трагедии. Родные ей сказали, что мама и папа уехали далеко и надолго и пока она будет жить с бабой, дедой и мамой Лизой. Почему "пока"? Потому что, несмотря на все обещания максимально быстро помочь родственникам жертв терактов, социальные службы еще не определились, разрешать ли удочерение Риточки.

- Нам продиктовали список документов для опеки, которые необходимо представить. Но когда спросили, возможно ли удочерение, сказали: "Вам никто не разрешит". - "Почему?" - "По возрасту", - говорит тетя погибшей, Инна.

- Как я сейчас? Спасибо, Лизонька успокоительное мне дает какое-то, я немножко сплю ночью, - плачет Сусанна. - А вечером жду Раю с работы. Она салат любила. И вот я каждый вечер встаю на кухне. Потом спохватываюсь, конечно, а руки сами зелень уже помыли, нарезали...

   компетентно

Сложившуюся ситуацию прокомментировали в департаменте по государственной молодежной политике министерства образования и науки.

- Органы опеки и попечительства по месту регистрации малышки ведут учет детей, оставшихся без попечения родителей, и избирают наиболее приемлемую форму устройства таких детей. Органы опеки решают, можно ли ребенка до опеки или усыновления оставить жить в семье у близких родственников. Для этого они беседуют с людьми, выясняют условия их жизни, быта. Суд с учетом мнения опеки и попечительства, прокурора решит: давать допуск на усыновление или не давать. На суде будут внимательнейшим образом выслушаны все стороны, кому предпочтительнее заниматься воспитанием девочки, суд примет решение исходя строго из интересов ребенка. Судебное решение - основание для того, чтобы назвать родителями данного ребенка конкретных лиц.

"Российская газета" будет следить за судьбой двухлетней Риточки.

Подготовила Елена Шмелева.

Семья и дети