Особую тревогу вызывало то, что с острейшим дефицитом свободных средств столкнулись ведущие системообразующие банки. Во время летнего кризиса они всячески демонстрировали, что не имеют финансовых проблем. Теперь нехватка ликвидности вдруг оказалась столь острой, что пришлось закладывать под кредиты в ЦБ РФ крупные пакеты госбумаг. 25 августа с помощью РЕПО кредитные организации одолжили у Неглинной 10 миллиардов рублей, 26-го - 27 миллиардов рублей, 30-го - 39 миллиардов рублей, 31-го - 46,4 миллиарда рублей, 1 сентября - 11,3 миллиарда рублей. Все это очень напоминало ситуацию накануне банковского кризиса в мае.
Формально денежный голод в конце месяца - явление обычное. Кредитным организациям пришлось перечислять в бюджет крупные свои и клиентские платежи по налогу на прибыль, НДС, НДПИ. Настораживало другое. Выплаты производились с заметными трудностями, что выглядело странным при высоких мировых ценах на российскую нефть, сырье и продукцию первого передела, внушительном профиците внешнеторгового баланса. По итогам августа он составил 5,2 миллиарда долларов.
На самом деле нынешняя нехватка ликвидности в банковской системе и экономике вызвана другими причинами. Это новые гигантские спекуляции кредитных организаций на рынках СКВ и МБК, нарастающее бегство капитала из России, прежде всего через КБ, отток из них частных и корпоративных вкладов, ухудшение финансового положения в сфере недвижимости, а также в строительной и других отраслях.
В июне - июле банки убедили ЦБ РФ снизить отчисления в фонд обязательного резервирования (ФОР) с 9 до 3,5 процента. Это, как объяснялось, снимет дефицит ликвидности на рынке краткосрочного капитала, уравняет положение российских КБ с иностранными, позволит нашим кредитным организациям активнее финансировать реальный сектор. Проникнувшись, Неглинная не только пошла навстречу просьбам, но дополнительно снизила ставку рефинансирования с 14 до 13 процентов с целью сделать ссуды более доступными для товаропроизводителей. На самом деле все произошло с точностью до наоборот. Получив за счет уменьшения ФОР 150 миллиардов рублей, банки, в первую очередь системообразующие, не стали расшивать неплатежи, кредитовать промышленность, стабилизировать ситуации.
Напротив, они принялись ее расшатывать, затеяв гигантские по масштабам спекуляции на курсах и процентных ставках.
Мощным насосом, откачивающим рубли, высвободившиеся из ФОР, а также находящиеся в обращении, стала игра на повышение на рынке СКВ. Ведущие банки заняли длинную валютную позицию. Они скупали на рубли доллары, надеясь продавать американские дензнаки по более высокой цене. Расчет был на то, что ЦБ РФ своими действиями будет способствовать дальнейшему удорожанию "бакса". Вера в неизбежность подобного сценария была столь велика, что системообразующие КБ начали заимствовать огромные суммы у Неглинной и прокручивать их в валютных операциях.
Немалая часть рублей, привлекаемых с помощью сделок РЕПО под 7,5 процента годовых, затем продавалась на рынке МБК по ставкам 10-14 процентов, что приносило большие доходы на арбитраже. В этих спекуляциях активно использовались собственные деньги, средства вкладчиков и клиентов. Получать сверхприбыли было нетрудно, поскольку ликвидность межбанка и многих кредитных организаций вновь иссякла, а у десятков КБ она до сих пор не восстановилась после летнего кризиса. Потеря частных и корпоративных вкладчиков превратила их в скрытых банкротов, которые могут стать явными.
Банки продолжают вычерпывать рубли из обращения для обслуживания кредитов, взятых ими на операции с недвижимостью и для рефинансирования уже запущенных строительных проектов. Эти расходы усиливают дефицит ликвидности в экономике, поскольку по внутри- и межотраслевым цепочкам стройкомплекс обслуживают тысячи предприятий, компаний и КБ, российских и зарубежных. Суммарные взаимные обязательства эквивалентны десяткам миллиардов долларов. Они не выполняются, так как рынок недвижимости по-прежнему стагнирует, а строительный бизнес пребывает в коме.
В экономике значительно уменьшилась и валютная ликвидность, причем сразу по нескольким причинам. В конце августа ЦБ РФ выплатил кредиторам, представляющим Парижский клуб, 2,44 миллиарда долларов, из которых 1,3 миллиарда долларов Неглинная скупила на внутреннем рынке СКВ. Резко вырос отток валюты из кредитных организаций. Только в мае - июне население купило и сняло со счетов в банках около 10 миллиардов долларов. Окончательных данных за июль-август пока не обнародовано, но суммы изъятий за эти два месяца будут, видимо, не очень отличаться.
И все же основную потерю ликвидности в экономике вызвало бегство капитала из России, которое к концу года может достигнуть, по прогнозам, 17-20 миллиардов долларов, вплотную приблизившись к уровню 1996-2000 годов, когда оно составляло 18-25 миллиардов долларов ежегодно. Подталкивающих факторов тоже несколько. Рост курса доллара на мировых валютных рынках увеличил расходы российских компаний и банков по обслуживанию своих долгов. Напомню: только в 2003 году их накопленный объем вырос до 84 миллиардов долларов, что составляет до 41 процента от совокупной внешней задолженности России) или в 2,5 раза больше, чем было перед дефолтом 1998 года. В нынешнем году заимствования за рубежом стали еще агрессивнее. Причем около 20 процентов из них - короткие. Это увеличивает корпоративные и системные риски, особенно если повышение ставок рефинансирования на Западе продолжится.
Отечественные банки и финпромгруппы все откровеннее переключаются с инвестиций в производство на спекуляции, доходы от которых переводятся за границу. Повышение в августе ставок рефинансирования в США и Великобритании повысило привлекательность финансовых операций за рубежом. Тем более что рост цен в России и укрепления рубля привели к повышению издержек и снижению рентабельности во многих отраслях. Они не могут конкурировать с импортными товарами, на которые все больше переключается население, расходуя свои изъятые из банков сбережения.
Все это вместе со свертыванием финансирования производства грозит замедлением темпов хозяйственного роста. Правительство и ЦБ РФ вновь оказались перед так и нерешенной проблемой: как сделать, чтобы эмитируемые рубли работали на экономику, а не использовались для обогащения спекулянтов и после конвертации не уводились за границу, провоцируя очередной финансовый кризис?
Между тем
Интенсивность заимствований на межбанковском рынке по-прежнему имеет положительный рост по итогам на первое полугодие 2004 года, хотя и несколько снизилась. Об этом сообщил президент Ассоциации российских банков "Россия" Александр Мурычев. По его словам, наиболее ярко усиление зависимости банков от ресурсов межбанковского рынка проявилось в прошлом году, когда привлеченные от других банков кредиты выросли почти в 1,7 раза - с 315,4 до 525,3 миллиарда рублей.
Сбои на рынке межбанковских заимствований заметно осложняют для многих банков регулирование текущей ликвидности, пояснил Мурычев. К тому же ресурсная база кредитных организаций продолжает характеризоваться нехваткой долгосрочных и устойчивых пассивов. "ФК-Новости".