08.09.2004 02:00
Происшествия

Результаты закрытия границы Северной Осетии

За два дня пограничники Северного Кавказа не пустили в Россию 320 иностранцев
Текст:  Юрий Гаврилов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3572)
Читать на сайте RG.RU

Особый режим досмотра граждан и автотранспорта с прошлой субботы действует в пунктах пропуска "Верхний Ларс" и "Нижний Зарамаг". В зависимости от типа автомобиля, на это уходит от 15 минут до часа. После трагедии в Беслане водители с пониманием относятся к ужесточению контроля на границе и терпеливо ждут своей очереди подъехать к шлагбауму.

- Некоторые СМИ сообщали, что в минувшие выходные в пунктах пропуска "Верхний Ларс" и "Нижний Зарамаг" пограничники воспрепятствовали проезду в Россию 320 человек, причем пятеро из них проходили по какому-то особому списку, - говорит Владислав Козликин. - Цифра названа верная, но в действительности этих людей тормознули на всем участке ответственности СКРУ. В Северной Осетии нескольким иностранцам тоже организовали "стоп колеса", но таких набралось чуть больше десятка.

Три с лишним сотни человек - обычный для южного региона показатель. Поэтому говорить, что теракт в Беслане стимулировал приток в нашу страну иностранцев или спровоцировал их официальный выезд через Северную Осетию в Грузию, не приходится.

А что с нелегальным пересечением границы? Конечно, в таких местах "зеленым фуражкам" могли бы крепко помочь электронные средства охраны границы - так называемая система. Но о видеокамерах, тепловизорах, специальных приборах ночного видения пограничники пока только мечтают. По словам заместителя главы Погранслужбы РФ генерал-лейтенанта Александра Манилова, до 2010 года на Северном Кавказе будут оборудованы 72 новые пограничные заставы, из них 29 уже строятся на чеченском, дагестанском и ингушском направлениях. "На фоне трагедии в Беслане, других терактов последнего времени всем очевидно, что новая система охраны границы, ее современное оборудование необходимы нам, как воздух", - считает генерал. Но это - перспектива, а пока, как пять, десять, пятнадцать лет назад, границу контролируют "пешком": на стационарных заставах и постах, в передвижных дозорах основной вид транспорта - "одиннадцатый номер", а самое верное средство визуального контроля - бинокль да зоркие глаза бойцов.

Едва чеченские боевики облюбовали для отдыха соседнюю Грузию, места дислокации погранпостов и маршруты дозоров начали постоянно менять. Часто такая тактика срабатывает. Во всяком случае, за последние три дня "зеленые фуражки" в Алании не зафиксировали ни одной попытки нелегально пересечь кордон в ту или иную сторону. Но дать стопроцентную гарантию, что на 172-километровом участке североосетинской границы не прошмыгнет и мышь, пограничники не берутся.

Тем более что у террористов и их пособников есть проторенные дороги в Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Чечню. Сегодня на административных границах этих республик выставлены милицейские кордоны и блокпосты внутренних войск, а местные правоохранители и военные дом за домом, село за селом проверяют населенные пункты в поисках бандитов.

Первые итоги спецмероприятий внушают оптимизм. Представитель Регионального оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе генерал-майор Илья Шабалкин рассказал "РГ", что в понедельник в Чечне в результате оперативных мероприятий задержали пять участников незаконных вооруженных формирований. В селе Пригородное под Грозным под арест попала подозрительная троица. Причем один мужчина козырял фальшивым удостоверением члена правозащитной организации, а другой числился в федеральном розыске. В Ачхой-Мартановском районе в руках милиционеров оказался вооруженный житель Грозненского района - быстро выяснилось, что за ним тянется шлейф преступлений, в том числе два теракта в августе этого года. Наконец, на рынке в Октябрьском районе чеченской столицы задержали торговца тротилом. При нем было три шашки общим весом 3 килограмма. В доме "коммерсанта" отыскались взрывчатка, артиллерийский снаряд и радиостанция "Кенвуд". Теперь торговцу, известному боевикам под кличкой "Ястреб", придется отвечать по всей строгости закона.

Тем временем правоохранители Чечни проверяют задержанных на предмет их участия в захвате заложников в Беслане.

   компетентно

Виктор Войтенко, заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности: 

- Закрытие границы между Северной Осетией и Грузией - абсолютно правильная мера, потому что во время таких событий, как теракт в Беслане, всякое передвижение на наших рубежах надо однозначно прекращать.

Что касается административных границ, охраной которых занимается МВД, то их закрытие не стоит понимать буквально - дескать, никого никуда не пускать. В пунктах пропуска четко расписано, в каких случаях и в каком порядке могут перемещаться люди и грузы. Да, после теракта в школе пришлось несколько ужесточать контроль за такими перемещениями, но это оправдано ситуацией на Северном Кавказе.

Если говорить в целом, то хорошо охраняемая граница, с одной стороны, является залогом нормальных отношений между государствами, с другой - условием безопасности тех, кто в этих государствах проживает. Ведь именно на границе должны пресекать переправку в страну оружия, наркотиков, контрабанды. Вот почему во время терактов и сразу после них закрытие границ напрашивается само собой и не выглядит экстраординарной мерой.

Как проникли в Россию иностранцы, участвующие в захвате школы? Только через границу, скорее всего, нелегально. Поэтому я полностью поддерживаю решение закрыть границы Северной Осетии.

Антитеррор Мировой терроризм Северная Осетия Кубань. Северный Кавказ Пограничная служба ФСБ