В Белом доме с нетерпением ждали возвращения из Беслана главного докладчика - министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова - поэтому и перенесли заседание на вторую половину вчерашнего дня.
"Я хочу попросить всех министров, принимающих в этом участие, сделать все необходимое для оказания помощи пострадавшим, - после минуты молчания заявил премьер-министр Михаил Фрадков. - Все должно быть своевременно и без бюрократических проволочек".
Надо заметить, что о бюрократических проволочках после произошедшей трагедии многие действительно позабыли. А вернувшийся из Беслана министр докладывал о правительственных предложениях об оказании помощи буквально с колес, ведь на подготовку доклада у него просто не было времени. Он подтвердил, что общее число заложников в Беслане превысило 1200 человек. В лечебные учреждения страны за медицинской помощью обратились 1015 человек. В Москву было эвакуировано 108 человек, а всего, в том числе в клиники Ростова-на-Дону, - 119 человек. В такой ситуации Зурабов не мог хвалить или критиковать своих подчиненных, он говорил только о пострадавших и о том, насколько удалось им помочь. "Врачи сделали все возможное и невозможное", - эмоционально заметил он.
Для оказания помощи пострадавшим в Беслане в первые дни трагедии правительство направило территориальному фонду медицинского страхования Северной Осетии 16 млн. рублей. Эти деньги уже распределены, подтвердил Зурабов. Вчера же он предложил правительству выделить семьям погибших по 100 тысяч рублей, получившим тяжелые и средние ранения - по 50 тысяч рублей, получившим легкие ранения - по 25 тысяч, заложникам, не получившим ранения, предполагается выплатить по 15 тысяч рублей.
- Что касается последней категории, по моей оценке, таких будет очень мало. Даже если взять такой аспект, как психологическая травма, она есть у всех, даже у тех, у кого на теле нет ни одной царапины, - заметил Зурабов.
Кроме того, кабинет министров принял решение оказать семьям погибших единовременную материальную помощь на захоронение в размере 18 тысяч рублей. В течение двух ближайших дней должен быть определен и перечень санаториев, которые будут предложены пострадавшим во время теракта детям и их родителям. 550 мест в санаторно-курортных учреждениях для приема на реабилитацию и продолжение обучения детей из Беслана вместе с их родителями предложило вчера и ОАО "Российские железные дороги", которые также оплатят проезд отправляющимся на санаторно-курортное лечение и людям, которые едут к пострадавшим.
Поможет Центр правительству Северной Осетии и в строительстве школ и медицинского учреждения. По словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, в Беслане будут возведены две новые школы - по обе стороны от железной дороги, которой город разделен на две половины.
Пока же занятия во всех средних учебных заведениях города не ведутся. Они начнутся лишь с понедельника и только на добровольной основе.
"Не все родители готовы отпустить в школы своих детей, - заметил министр, - и не все дети готовы туда пойти. Главная проблема - вопросы безопасности". Все школы города будут обследованы специалистами МВД и саперами.
Что касается строительства медицинского центра, то, как сообщил Михаил Зурабов, предложения на этот счет должны поступить в правительство в течение месяца. В ближайшие дни специалисты проведут "отбор площадок, оценят инфраструктурные возможности и начнут работу над первоначальными проектами". Правда, как заметил министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу, если идти по закону, то строительство может начаться не раньше февраля 2005 года. Потребуется проводить конкурсы на составление проектной документации и среди подрядных организаций, напомнил он. "На каждый конкурс нужно по 45 дней, а дважды по 45 - это три месяца, плюс распределение финансов по каждому из направлений", - заметил глава МЧС, предложив выпустить специальные правительственные постановления.
Но жизнь продолжается, и правительство приступило к рассмотрению хода структурной реформы железнодорожного транспорта. Стройный доклад нового министра транспорта Игоря Левитина о целесообразности внесения изменений в структурную реформу на железнодорожном транспорте в части создания дочерних обществ РЖД задел за живое министра экономического развития и торговли Германа Грефа. После того, как главный транспортник рассказал о том, что одной из основных задач второго этапа реформы является выделение из состава РЖД дочерних компаний, которые будут работать в конкурентной среде наравне с другими независимыми компаниями, Герман Греф уже не мог сдержаться. Он заметил, что целью структурной реформы на железнодорожном транспорте было проведение реорганизации путем выделения из состава ОАО "РЖД" структурных подразделений.
- Ни о каких "дочках" речи не шло, - заявил Греф. - Вы предлагаете изменить реформу и не создавать конкурентную среду, а сделать гипермонополию.
После этого министру Грефу пришлось прочитать небольшую лекцию по экономике, разъяснив несколько понятий "человеку из бизнеса" пришедшему работать министром.
"Если мы создаем такой монстр с "дочками", а потом пойдут "внучки" и "правнучки", то придется переписывать все законодательство", - заметил Греф. "Какова же тогда цель второго этапа реформы?" - поинтересовался он.
Развести стороны попытался вице-премьер Александр Жуков, пояснив, что в программе правительства по проведению структурной реформы на железнодорожном транспорте, действительно, существуют противоречия. По его словам, там записано, что реформа должна осуществляться как реорганизация ОАО "РЖД" путем выделения отдельных структурных образований с дальнейшим преобразованием их в дочерние общества и независимые компании. "Однако выделение противоречит созданию дочерних обществ", - отметил Жуков.
По мнению Левитина, решения правительства по проведению реформы, принятые в прошлые годы, содержат некоторые противоречия. "С одной стороны, была опасность, что процесс станет неуправляемым, поэтому законы писались осторожно", - отметил глава минтранса. С другой стороны, по его словам, у правительства была "неуверенность, пойдет ли частный бизнес в эту сферу". "Эти два фактора, дополняя друг друга, не позволили выйти на те постановления и законодательные акты, которые были запланированы", - разъяснил он. "Есть и нерасторопность, и организационная суматоха, с одной стороны, а с другой стороны - получается, планы завышены", - констатировал в свою очередь Фрадков. Он попросил главу минтранса проанализировать причины сложившейся ситуации и подчеркнул его персональную ответственность за дальнейший ход реформы РЖД. "Анализировать и толкать это дальше, и отвечать за это вам. Это ваша ответственность", - сказал Фрадков Левитину.