Сразу после катастрофы главком ВВС Владимир Михайлов запретил поднимать в небо другие тактические бомбардировщики, а в Сольцы срочно вылетела специальная комиссия под руководством командующего дальней авиации генерал-лейтенанта Игоря Хворова. Она вторые сутки пытается по секундам восстановить картину происшествия. Расшифрована лишь небольшая часть бортовых самописцев, извлеченных с места падения самолета, и до окончания следствия специалисты отказываются говорить о причинах трагедии. "Это слишком деликатный вопрос, чтобы допустить неточность", - признаются они и вместе с солдатами и офицерами полка метр за метром прочесывают район катастрофы. Дело это небыстрое - при ударе о землю останки самолета разбросало на целый километр. А ответ на главный вопрос: почему заходящий на посадку Ту-22МЗ стало разворачивать (что в итоге привело к столкновению с землей), может таиться в каждом куске трубопровода, в любом обломке фюзеляжа, крыльев, двигателей.
Пока достоверно установлено, что 8 июля в 23.40 группа руководства полетами потеряла связь с бомбардировщиком, и на экране радара стало видно, как самолет сошел с посадочной глиссады и начал беспорядочно падать. До этого в течение часа сорока четырех минут экипаж майора Олега Тяпкина выполнял ночной полет в зону. "Тушка" возвращалась на свой аэродром, даже успела выпустить шасси и включить специальные посадочные фары, когда в 14 километрах до взлетно-посадочной полосы - это меньше минуты полета - свет их погас. Спустя секунды Ту-22М3 почти вертикально воткнулся в землю. Успели авиаторы сообщить на командно-диспетчерский пункт о каких-то неисправностях на борту или нет, до сих пор непонятно.
- Расшифрованы только разговоры экипажа с руководителем полета. Из них мы знаем, что экипажу была дана команда катапультироваться. Однако летчики по неизвестным пока причинам ее не выполнили, - говорят в Главном штабе Военно-воздушных сил.
Между тем очевидцы катастрофы утверждают, что сначала слышали гул низко летящего самолета, потом раздался резкий хлопок, мгновения спустя - взрыв. В небо взметнулось пламя, которое в темноте было заметно за многие километры от шоссейной дороги между Сольцами с Новгородом, куда рухнула "тушка". По этой дороге примерно через полчаса приехали военные и спасатели.
Охваченные пламенем обломки бомбардировщика почти не оставляли сомнений - экипаж погиб. Последние надежды растаяли, когда обнаружили тела четырех летчиков.
Экипаж, который не вернулся
Об экипаже погибшей машины "РГ" рассказали в пресс-службе Военно-воздушных сил. Управлял самолетом командир корабля, военный летчик 1-го класса 47-летний майор Олег Леонидович Тяпкин. В 1979 году он окончил Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков, потом всю жизнь провел в гарнизонах дальней авиации. По стопам отца отправился сын - незадолго до гибели Тяпкина-старшего он перешел на третий курс Челябинского института военных штурманов.
Помощник командира корабля капитан Илья Николаевич Ласков всего два года назад выпустился из Балашовского военного авиационного института. Илье было 27 лет, он успел жениться, молодая семья мечтала о детях и собственной квартире.
Штурман майор Николай Ильич Толстов был на шесть лет младше командира, но в авиационном гарнизоне слыл опытным навигатором. Он тоже окончил Челябинское штурманское училище - в 1989 году. У Толстова остались вдова и 15-летний сын-школьник.
Самым молодым в экипаже был штурман-оператор 26-летний капитан Александр Николаевич Иванов - выпускник Челябинского военного института образца-2002. Сослуживцы говорят, что больше всего Саша любил небо и свою годовалую дочку.
...А в Сольцах уже собирают средства на похороны летчиков и помощь их семьям. Сразу после катастрофы в город приехал заместитель губернатора Новгородской области Александр Богданов. "Мы, безусловно, будем участвовать в организации похорон и решим вопрос об оказании материальной помощи семьям погибших, - пообещал он. - Возможно, кому-то из них потребуются не только деньги, но и, например, предоставление жилья".
Как минимум одной семье - капитана Ласкова - жилье уже необходимо.
Приказ - покинуть самолет
С первых же минут катастрофы появились две версии случившегося - отказ техники и так называемый человеческий фактор. Одновременно множество людей задались вопросом: почему после команды руководителя полетов покинуть бомбардировщик, экипаж остался на борту?
- Покинуть самолет могли все четыре члена экипажа, - уверен наш эксперт, более тридцати лет пролетавший в военной авиации и прекрасно знающий район вокруг аэродрома Сольцы. - Я уже слышал версию некоторых СМИ, что они якобы боялись разбиться, поскольку отстрел кресел идет вниз. Чепуха - на этом типе Ту-22 катапультируются вверх. Каждый может индивидуально дернуть ручку, а командир и правый пилот могут еще и осуществить так называемое централизованное катапультирование - когда все четыре фонаря отстреливаются одновременно.
Почему же они не катапультировались? Я лично считаю, что у экипажа могло не остаться времени на выполнение команды, т.к. сваливание шло со сравнительно небольшой высоты - примерно 600 метров. Бомбардировщик в это время выполнял четвертый разворот - маневр перед выходом на посадочный курс. К тому же накладывала отпечаток усталость экипажа после выполнения задания, и у летчиков мог наступить момент так называемого психологического расслабления.
Другой вариант - они были заняты какой-то неисправностью и до последней секунды рассчитывали спасти машину. На Ту-22 установлена технически сложная система управления - она-то и могла подвести. Например, возникло так называемое заутяжеление: управление заклинило из-за попадания постороннего предмета - куска провода, например.
Не исключено, что неприятности шли от крыла, не случайно же самолет развернуло. В 80-х годах в Николаеве, где тогда размещался Центр подготовки и переучивания летного состава морской авиации на Ту-22 отвалилась поворотная часть крыла. Самолет тогда тоже завертело перед тем, как швырнуло на землю. Правда, тогда удалось спастись одному их четырех членов экипажа - катапультировался штурман.
По прозвищу "Бэкфайер"
Вместе с комиссией министерства обороны авиакатастрофу расследуют военные юристы - уголовное дело по статье 351 УК РФ - "Нарушение правил полетов и подготовки к ним" возбудила прокуратура Новгородского гарнизона. Прилетели в Сольцы и представители фирмы "Туполева" - разработчика Ту-22М3. Кстати, сейчас там работает бывший командующий дальней авиацией Михаил Опарин. Он сам много раз летал на этом бомбардировщике и считает машину исключительно надежной. "Я даже не припомню, когда нечто подобное случалось в наших ВВС", - признается Опарин.
Действительно, за более чем тридцатилетнюю историю Ту-22 (на Западе этот мощный и отлично оснащенный самолет прозвали "Backfire") падал редко. Последний случай был зафиксирован почти двадцать лет назад - неприятность случилась с бомбардировщиком морской авиации. Зато свою высокую надежность "Бэкфайер" подтверждал во время конфликтов на Ближнем Востоке - в Ираке и Ливии, советские летчики его использовали для нанесения бомбовых ударов по скоплениям моджахедов в Афганистане.
Сейчас в строю осталось чуть больше двухсот бомбардировщиков Ту-22 в вэвээсном и флотском вариантах (последний многим наверняка запомнился по фильму "Особенности национальной охоты"). Три полка дальней авиации сегодня дислоцируются в Сольцах, на аэродроме "Белая" под Иркутском и в Приморье (гарнизон "Воздвиженка").