10.09.2004 04:10
Происшествия

В ФСБ допрашивают "черных вдов"

В ФСБ допрашивают "черных вдов" Басаева
Текст:  Владислав Куликов
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3575) Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3576)
Читать на сайте RG.RU

Листовки с фотографиями женщин были расклеены по всему городу.

Чекисты подчеркивали, что женщин не называют террористками. Но их подозревают.

На правоохранительные органы обрушился шквал звонков. Правда, ценной информации в них содержалось немного. А через пять дней прозвучал отбой тревоги. Управление ФСБ сообщило, что больше не интересуется местонахождением Мусаевой и Магомадовой. Они были сняты с розыска. Почему - не объяснялось.

Как стало известно "РГ", причина была в том, что возможных смертниц нашли. Правда, в совсем другом месте, чем искали. Все это время они находились дома. Впрочем, это не значит, что женщины никуда не собирались ехать. По данным спецслужб, они действительно прошли подготовку у террористов и намеревались стать смертницами.

Напомним, что подготовка так называемых "черных вдов" организована Басаевым. Но теракт предупредила именно поднятая тревога. Организаторы, как полагают в ФСБ, то ли отозвали смертниц из Ростова, то ли вовсе туда не отправляли. Решили, что трудно провести теракт там, где фотографии живых бомб висят буквально на каждом столбе.

Старшая из смертельной группы - Луиза Магомадова - родилась в Ростовской области. Но по национальности она чеченка. Закончила медучилище. Успела поработать медсестрой в одной из поликлиник МВД. А в 1991 году переехала в Чечню - в Шали. Вторая подозреваемая родилась и выросла в одном из сел Шалинского района. Но в последнее время обосновалась в райцентре.

Задержанные уже активно дают показания следователям. Они подробно рассказали, кто и как их завербовал, где готовил. Но эти данные, естественно, пока не разглашаются.

- Оперативная работа по выявлению смертниц ведется постоянно, - сказали корреспонденту "РГ" в МВД Чеченской Республики. - Как такового лагеря подготовки смертниц, по нашим данным, нет ни на территории республики, ни где-то еще. Но отдельных людей террористы могут готовить в индивидуальном порядке не только в Чечне, но и в других регионах.

Это не первый случай, когда несостоявшиеся смертницы попадают в руки спецслужб. Но раньше гораздо чаще перед следователями представали те, кто попались непосредственно во время неудачного теракта. Самый свежий пример: Зарема Мужахоева, задержанная с бомбой на Тверской-Ямской. Суд осудил ее на 20 лет лишения свободы.

Марета Дудуева сидела за рулем начиненного взрывчаткой грузовика. Она направлялась в сторону российского блокпоста, но была обстреляна и выжила. Суд приговорил ее к 10 годам.

14-летняя Зарема Инаркаева должна была взорвать одного из начальников Старопромысловского РОВД Грозного. Но не дошла до его кабинета. Прогремевший взрыв никого не убил.

Смертница, назвавшаяся Луизой Осмаевой, была обстреляна милиционерами при попытке подрыва российского блокпоста в июне 2003 года, прожила в больнице сутки и скончалась от сильного истощения организма в результате регулярных побоев и применения психотропных препаратов. Она находилась на четвертом месяце беременности, когда ее отправили на смерть.

Мировой терроризм Антитеррор Чеченская Республика Кубань. Северный Кавказ ФСБ