14.09.2004 03:00
Происшествия

Источники финансирования терроризма перекроют

Финансовые прачечные будут закрыты
Текст:  Юлия Проскурякова
Российская Бизнес-газета - : №0 (476)
Читать на сайте RG.RU

Россия не является исключением. Несмотря на то, что у нас принят антиотмывочный закон и создана специальная служба по борьбе с отмыванием грязных денег и финансированию терроризма, потоки "теневых" денег не иссякают. Каждый день Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) получает около 8-10 тысяч сообщений о финансовых операциях, из которых от 8 до 10 процентов относятся к подозрительным сделкам. Примерно такой же уровень подозрительных сделок и в других странах.

Однако основной проблемой Росфинмониторинг считает то, что наши кредитные и финансовые предприятия редко информируют финразведчиков о подозрительных операциях клиентов, чтобы не портить с ними отношения. Более того, в ходе проведенных финразведкой проверок лизинговых компаний, ломбардов и казино нарушения законодательства по противодействию отмыванию преступных доходов обнаруживались в каждом втором случае. Поэтому на днях руководитель Росфинмониторинга Виктор Зубков призвал банковские учреждения для противодействия легализации незаконных доходов и финансированию терроризма делиться информацией об операциях, которые вызывают подозрения. Он заявил, что подобные сведения будут строго конфиденциальными и не нарушат тайну банковских вкладов.

Зубков напомнил, что спецподразделение по противодействию финансирования терроризма действует в его службе не один месяц. Создана база данных физических и юридических лиц экстремистов и террористов, которая, по его словам, обновляется каждые три месяца. В настоящее время в списке находятся около 1 тысячи физических лиц и примерно 124 юридических лица. Этот список был составлен на основе данных российских правоохранительных органов и информации, поступившей от зарубежных коллег и ООН. Это уже седьмая версия списка экстремистов и террористов. Он служит помощью банкам в противодействии попыткам финансирования террористической деятельности, предупреждая их о потенциально подозрительных клиентах. В конце августа Росфинмониторинг направил его в российские кредитные организации.

Но этого явно недостаточно для перекрытия источников финансирования международного терроризма. Поэтому в ближайшее время планируется усилить надзор за кредитными и некредитными организациями в сфере соблюдения законодательства по противодействию отмыванию "грязных денег" и финансированию терроризма. Будет ужесточена и ответственность банков за нарушение законодательства. Под особый контроль будет взят вывоз капитала за рубеж. По словам Виктора Зубкова, под видом иностранных инвестиций в Россию зачастую возвращается отечественный капитал, принадлежащий преступным группировкам, которые с помощью офшорных зон отмывают деньги, полученные незаконным путем. И первоочередная задача Росфинмониторинга - подорвать экономическую основу преступных группировок, которые планируют террористические акты. Росфинмониторинг будет проводить совместные операции с другими финразведками стран мира и Интерполом.

Помимо этого Государственная Дума уже сегодня готовит ряд поправок в Закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", которые, в частности, предусматривают снижение порога контроля за сделками по операциям на счетах, а также досрочного расторжения договора, в случае если банк заподозрит клиента в финансировании терроризма.

Между тем Банк России издал три указания "О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях", "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях", "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Также было принято Положение Банка России "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Что касается первого указания, то в соответствии с документом каждый банк обязан разработать собственную программу подготовки персонала в целях противодействия "отмыванию" преступных доходов и финансированию терроризма. Кредитные организации вправе самостоятельно определять тематику, содержание и сроки обучения по данной программе, однако должны вносить в нее изменения по мере изменения нормативной базы. Экзамены сотрудникам придется сдавать не реже одного раза в год.

Согласно второму документу Центробанк утвердил требования к банковским должностным лицам, которые следят за противодействием отмыванию доходов и финансированию терроризма в своих кредитных организациях. Должностные лица в данном случае делятся на две группы - ответственный сотрудник и сотрудник соответствующего структурного подразделения. Ответственный сотрудник должен иметь высшее юридическое или экономическое образование и опыт работы, связанный с осуществлением банковских операций не менее одного года. Сотрудники структурного подразделения должны иметь высшее образование и опыт работы не менее шести месяцев. При этом на указанные должности не могут быть назначены лица, судимые за совершения преступлений в экономической сфере, совершившие административные нарушения в области финансов, налогов и сборов в течение 1 года, предшествующего назначения.

Другое указание устанавливает обязанность кредитных организаций извещать свои филиалы, не передающие самостоятельные отчеты, о своих решениях, не направлять в уполномоченный орган сведений об операциях, в отношении которых возникло подозрение, что они осуществляются в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также уведомлять их о принятии или непринятии уполномоченным органом сведений об указанных операциях. Кредитная организация самостоятельно определяет порядок направления уведомления в филиал и его формат. Полученное уведомление хранится в филиале кредитной организации не менее пяти лет со дня его получения.

И последний документ - это Положение "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Новое положение ЦБ обязывает банки провести идентификацию всех старых и новых клиентов и выгодоприобретателей. Срок на это дается один год. В соответствии с документом банки сами должны будут разработать и утвердить программы проверок клиентов и выгодоприобретателей, по каждому из которых будет собираться информация. Все сведения будут оформляться в анкете-досье клиента в соответствии с перечнем, разработанным Центробанком. Если кредитная организация не может завершить идентификацию клиента, установление и идентификацию выгодоприобретателя по причине непредставления клиентом необходимых документов и сведений, кредитной организации рекомендуется сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Мировой терроризм Банки