Общественное спокойствие, которым Татарстан так гордится, на самом деле, мнимое. Республика уже давно служит объектом пристального внимания экстремистских организаций, в первую очередь, ваххабитского толка.
– В настоящее время зарубежные идеологи терроризма в качестве плацдарма для создания ортодоксальных исламистских центров, разжигания межнациональной и межконфессиональной розни в числе других регионов видят и Татарстан, – заявил заместитель начальника республиканского управления ФСБ Динар Хамитов. – С опасным постоянством наведываются эмиссары религиозных общественных организаций, предпринимаются попытки вербовать жителей республики для участия в чеченских бандформированиях. Органами ФСБ пресечена деятельность представителей ряда зарубежных религиозных и общественных организаций экстремистской направленности, в последние годы из Татарстана выдворено значительное количество их представителей.
– Распространение подобных движений происходит с нашего же молчаливого согласия, – покаянно поддержал своего коллегу первый заместитель министра внутренних дел Ринат Тимерзянов.
Видимо, с молчаливого согласия силовиков в Набережных Челнах появилось и долгое время процветало медресе "Йолдыз", главная кузница ваххабитских кадров Центральной России, живущее на деньги крупной международной экстремистской организации. "Студенты" медресе были замечены в отрядах Шамиля Басаева. Двое его "выпускников" подверглись аресту по делу о взрыве участка газопровода Уренгой — Помары — Ужгород в конце 1999 года.
Благодаря либеральности силовиков до сих пор достаточно комфортно чувствуют себя приверженцы ваххабитской идеологии в Альметьевске и Чистополе. По той же причине ощутимого сопротивления не получили и попытки проникновения в Татарстан движения русского национального единства, пакистанского "Таблига" и центра сайентологии.
– Это примеры настоящего покушения на государство, и смотреть спокойно на такие факты мы не имеем права, – возмущался Минтимер Шаймиев. – Пока не будет создана обстановка нетерпимости во всем обществе, мы не победим.
Народ, увы, пока безмолвствует. К примеру, нынешним летом сотрудники Министерства внутренних дел решили проинспектировать стройку тысячелетия – казанский метрополитен. Милиционеры беспрепятственно пронесли на территорию будущей станции муляж взрывного устройства, пробыли на объекте около часа и покинули его, не вызвав ни у кого ни малейших подозрений.
По сей день не выполняются требования об обязательном полном досмотре багажа и грузов в международном аэропорту «Казань». Всего неделю назад в ходе учений в здание аэровокзала были также беспрепятственно пронесены муляжное взрывное устройство и пистолет-пулемет. Оправдание службы охраны аэропорта – отсутствие семи с половиной миллионов рублей для установки приборов контроля и досмотра.
За гранью критики остается система охраны новых объектов.
– Учитывая нынешний размах строительства, необходимо еще на стадии разработки заложить в смету монтаж современных систем безопасности, – заявил глава республики.
Вопросами антитеррористической деятельности и общественной безопасности будет обусловлена и работа силовиков во время проведения массовых мероприятий – по предложению президента отныне не менее, чем за месяц, с органами безопасности и охраны правопорядка будут согласовываться не только время и место, но и сценарии народных гуляний.
Кроме того, собственная надежная и продуманная система безопасности будет создана там, где только возможно:
– Вопросами безопасности школ, больниц, магазинов и рынков их руководители практически не занимаются, – сделал неутешительный вывод заместитель министра внутренних дел Ринат Тимерзянов. – Да, сегодня начата работа по наведению порядка, однако усиление охраны на объектах социальной сферы силами милиции – мера временная. В этом вопросе необходимо выработать единые для всех требования.
Подводя итог, руководитель республики еще раз подчеркнул, что реализация антитеррористических мероприятий – задача не только и не столько право-
охранительных органов.
– Если все общество не будет озадачено и не прочувствует важность и размах проблемы, мы не сможем чувствовать себя защищенными. Мы сможем справиться только объединившись, – сказал Минтимер Шаймиев.
Тем временем
Меры безопасности усилены во всех школах Ижевска – там опечатываются подвалы и чердаки, ежедневно проверяются все здания. На первых в этом учебном году родительских собраниях уже собрали деньги на охранников (средняя сумма по городу – 10 рублей в месяц с одного ученика) и установку кнопки тревожного вызова (по три рубля с человека). В общеобразовательных учреждениях проходят классные часы, на которых учителя объясняют своим подопечным, как необходимо вести себя в случае теракта, во многих школах регулярно объявляют учебную тревогу, тренируя детей быстро и без паники уходить из здания в случае ЧП. Несмотря на то, что для ежедневного патрулирования школ не хватает ни людей, ни техники, после теракта кабинет министров оказался гораздо внимательнее обычного к нуждам МВД: выделил 5 миллионов рублей на приобретение в полк патрульно-постовой службы
27 новых УАЗов и рации. Об этом сообщил заместитель министра внутренних дел Удмуртии Сергей Наговицин.Управление вневедомственной охраны МВД Чувашии предоставило льготный тариф пультовой охраны для детских, дошкольных и школьных учреждений – 500 рублей в месяц. Если учреждение принимает решение о необходимости установления на посту охраны сотрудника военизированной охраны, вневедомственная охрана готова установить кнопку экстренного вызова милиции за свой счет.