15.09.2004 02:00
В мире

Архитектурный фестиваль в Венеции

На Венецианской биеннале зодчие показали детей, африканцев и свежие помидоры
Текст:  Юлия Малахова (Венеция)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3578)
Читать на сайте RG.RU

Опыт, сын ошибок трудных

Вручение "Золотых львов" архитектурной биеннале на сутки опередило вручение "Львов" на Венецианском кинофестивале. Прогнозы сбывались наполовину. Вот остался без "золота" самый эффектный павильон - британский. Его куратором был гуру современного зодчества Питер Кук. В Джардини, где в тени столетних деревьев раскиданы павильоны стран-участниц, только у британцев все было продумано до мелочей: черные стулья-шезлонги украшены лозунгами, стены покрыты плакатами в стиле коллажей Матисса, зрителей встречают смеющиеся девять архитекторов (вернее, их фото в натуральную величину). Выставку назвали "Девять позиций". Каждый зальчик - это представление одного из зодчих. Себя Кук презентовал в одном зале с Гэвином Роботхемом. Местечко Леа Валлей в их проекте живет в гармонии с природой - Кук создал дома-фильтры, дома-хамелеоны, через которые просвечивает окружающий мир. Кук соорудил леса из дешевой древесины, укрепил на них, словно в теплице, помидоры с мешками грунта, укрепил все сооружение гигантскими лопатами, а меж балок разместил компьютеры (куда уж нам без них!) - прости, земля!.. Явно не о таком городе-саде мечтал Маяковский, но выглядит весело, задорно. Ирония - дух современной архитектуры, и Кук с его фантастической интуицией понимает, что человечество, "подсев" на компьютеры, становится аппендиксом думающего железа.

Японцы устроили из своего павильона медицинский консилиум массовому психозу. Диагноз дан огромными буквами: "Потерявшие будущее". Отаку - так в Японии называют увлечение виртуальным миром компьютерных существ и других покемонов. На психозе делают хорошие деньги. Павильон назвали "Отаку: человек - космос - город". Игрушки диктуют нам поведение, образ жизни, навязывают свои приоритеты. В павильоне можно по ним ходить, их трогать, изучать в витринах. Еще один японский проект "Музей современного искусства XXI века" получил "Золотого льва".

Израильские архитекторы пошли дальше - придумали новую территорию Neuland. Есть такая теория границ: к ним устремляются бунтари и авантюристы. Когда граница достигнута, они уходят за ее пределы. В мире, где границы очерчены всевозможными декларациями и конвенциями, можно сбежать лишь в мир виртуальный. Что и сделали кураторы проекта несуществующей земли. Куратор выставки Ганит Мейслитц Кассиф рассказал мне об идее Neuland:

В мире, где границы очерчены всевозможными конвенциями, можно сбежать лишь в мир виртуальный.

- Было бы странно сегодня, когда мир говорит о терактах и оккупированных территориях, показывать макет одного, пусть и блистательного сооружения. Мы собрали шесть групп молодых зодчих, дизайнеров, фотографов и создали целую страну. Neuland - факт иронии, зеркальное отражение реальностей Тель-Авива, оппозиция реальности. Это провокация, дающая шанс выбора, который у нас отобрали. Проблема оккупированных территорий как черная дыра. Государство Израиль - это общество утопистов, верящих в прогресс и свободу. Агрессия подрывает основы морали в обществе. И мы лишь считаем свои утраченные иллюзии, забывая, что утопия уже не может быть орудием государства. Создав Neuland, мы создали альтернативную историю страны израильтян. В мае мы покажем проект в Баухаусе, затем прокатаем его по миру...

Катаклизмы, будоражащие мир, заставили даже выдержанных немцев устроить выставку, начиненную двусмысленностью. "Немецкий пейзаж"- изогнутая стена-лабиринт, обклеенная видами поселка. Бюргерские ландшафты дышат покоем, но в окошках коттеджей прорезаны дырочки. Заглянув туда, можно прочесть законодательные акты, выкладки социологов и статистику реального положения дел...

Гений, парадоксов друг

Архитекторам приходится все время объяснять свои проекты и замыслы. Макеты интересны профессионалам, публика же (выставка продлится до 7 ноября) хочет зрелищ. Поэтому играют со зрителем, привлекают коллег из арт-сообщества. На главном архитектурном форуме мира, кроме 200 проектов 170 архитектурных мастерских, представлены еще полторы сотни фотовыставок и видеофильмов. По замыслу директора биеннале швейцарского историка архитектуры Курта Форстера, именно так можно передать атмосферу "Метаморфоз"- темы выставки. Метаморфозы, по мнению Форстера, - то, что в корне изменило суть архитектуры. Он не боится виртуального мира, в котором так легко дышится новым поколениям бумажных архитекторов, но он за "открытие новых стратегий и тактик в освоении, конструировании космоса, превращения статичных зданий в динамичные объекты стремительно меняющегося мира".

Гениально решили поставленную Форстером задачу бельгийцы. Их проект - это и умное исследование процессов в архитектуре, и констатация факта, от которого педагоги в архитектурных институтах упали бы в обморок: зодчество, городской ландшафт могут спокойно развиваться и без вмешательства профессионалов. За это открытие они получили главного из "Архи-Оскаров" - в номинации "За лучшую инсталляцию, представленную страной-участницей". Их экспозиция - коктейль из оккультизма, философии, анархии и примет агонизирующей колониальной архитектуры, помещенный в антураж конголезского городка. Инсталляция "Киншаса, воображаемый город" стала переворотом в понимании того, что есть современный город. Кураторы проекта Филип де Боек и Коен ван Сингхел на вопросы корреспондента "РГ" отвечают вопросами:

- Может ли город существовать без архитектуры? И что такое архитектура? Что самое современное в современном мире? Что универсального мы можем найти для любого архитектурного проекта любого мира? Может ли городская среда быть нематериальной, а духовной, насыщенной историями, страстью, процессами рождения и смерти? Вот вопросы, ответы на которые можно найти в сердце "Киншасы, воображаемого города"...

"Африканский город похож на человеческое тело" - на мониторах потеет темнокожий бегун, танцовщица отбивает неслышимые ритмы, словно в резонанс с неоновыми вспышками мегаполисов. Тело-город - это кровь, секс, радость, отходы бытия. Киншасу бельгийцы учтиво называют городом Второго мира. Понять его жизнь можно, пролистав толстенные "Истории Воображаемого города":

- Улицы - это дом для детей и военных. Здесь девушки курят марихуану, а парни сооружают на задворках развалин спортзальчики, тягая ржавые штанги. Вывеска на домике: "Гробы выдаются в кредит" - чем не аналог европейской рекламы?

В 1897 году на Брюссельской всемирной выставке показывали три африканские деревеньки - это было сенсацией XIX века. В XXI веке европейцы полны покаяния перед так и не понятым третьим миром.

Еще одной сенсацией биеннале стал русский павильон. И прежде всего сами архитекторы - молодые, задиристые, талантливые. 90 человек. Они будут десантироваться в Венецию группами в течение всех дней выставки. И до самого ее закрытия будут менять экспозицию, что вполне отвечает идее метаморфоз.

Идею наших кураторов подхватили австралийцы - рядом с проектами посадили детей, которых учат азам зодчества. Народу нравится. У нас все серьезнее.

В павильоне России, построенном в 1914 году, молодые архитекторы и студенты из 17 городов нашей страны устроили перфоманс. Ребята, победившие в открытом конкурсе министерства культуры "Архитектурная мастерская Россия", получают конкретное задание и делают проекты, рождение которых можно наблюдать на огромных экранах. Сегодня они начали создавать Аэропорт будущего, который по инициативе официального партнера нашей выставки Аэрофлота назвали Шереметьево-3. Как сказал корреспонденту "РГ" комиссар павильона Евгений Зяблов, "русские первыми поняли, что вместо выставки пары зодчих лучше привезти команду талантливой молодежи и устроить такое реалити-шоу". Куратор Евгений Асс добавил, что "ребята не только увидят лучшие работы именитых зодчих мира, но и покажут, на что способны сами. Им придется выполнять абсолютно неожиданные, но очень интересные задания на темы от "Современное вмешательство в лагуну" до "ПОП - это коробка от пиццы: общественное пространство в век виртуальной реальности". Евгений Зяблов подытожил:

- Участники российской выставки собрались здесь из Самары, Уфы, Москвы, Петербурга, еще четырнадцати городов страны. Это значит, что обратно вернется уже команда единомышленников, участвовавшая в самом интересном архитектурном форуме мира. И от них мы вправе ждать яркие инновационные проекты уже через пару лет.

Италия Актуальное искусство Архитектура