15.09.2004 05:00
Власть

Миннац возрождается

Возрождается министерство, которое провело большую часть своей истории в ссылке и "разливе"
Текст:  Екатерина Добрынина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3578)
Читать на сайте RG.RU

Само это ведомство всегда играло в России роль столь же многозначительную, сколь и малопонятную (впрочем, как и все, связанное с национальной политикой). Жертвовали же им не в пример чаще прочих властных структур - практически при каждом повороте генеральной линии государства. Функции миннаца периодически брали на себя (и благополучно хоронили в бюрократических недрах) прочие министерства, комитеты и т.п.

При большевиках миннац, как и его основоположники, большую часть времени провело в ссылке и в "разливе". Народный комиссариат по делам национальностей (Наркомнац) был создан на II Всероссийском съезде Советов в 1917 г. и просуществовал до 1923-го. Потом настали времена, когда, перефразируя Ильфа с Петровым, "нации были, а вопроса не стало" - и ведомство сочли ненужным. Вновь появилось оно лишь в 1991 г. и после реинкарнации стало называться Госкомитетом по делам национальностей.

Далее - в хронологическом порядке. Февраль 1992 г. - Госкомитет возглавил директор Института этнологии РАН Валерий Тишков. Ноябрь 1992 г. - на посту его сменил тогдашний вице-премьер Сергей Шахрай. 1994 г. - Госкомитет преобразован в министерство по делам национальностей и региональной политике. 1994 г. - миннац возглавил экс-губернатор Краснодарского края Николай Егоров. 1995 г. - министром стал первый заместитель Егорова Вячеслав Михайлов. 1996 г. - новое название: министерство по делам национальностей и федеративным отношениям. Май 1998 г. - миннац возглавил бывший спикер пермского парламента Евгений Сапиро. Сентябрь 1998 г. - миннац разделено на два министерства - национальной политики (во главе с Рамазаном Абдулатиповым) и региональной (глава - экс-президент Союза российских городов Валерий Кирпичников). 1999 г. - две структуры вновь слились в министерство региональной и национальной политики. На посту - вновь Вячеслав Михайлов. Январь 2000 г. - его сменяет Александр Блохин. Июль 2000 г. - к миннацу присоединили Федеральную миграционную службу, а ведомство отныне называется министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики. Октябрь 2001 г. - минфедерации упразднено указом Владимира Путина. Ноябрь 2001 г. - "беспортфельный" пост министра по делам национальностей занял Владимир Зорин, на тот момент заместитель полпреда президента РФ в Приволжском федеральном округе, в прошлом - глава думского Комитета по делам национальностей. После реорганизации правительства в 2004 году "пустых" портфелей, как известно, не осталось. Остались проблемы.

Чем только не занималось миннац все то бурное время, пока занимало старинное здание в Трубниковском переулке (первый владелец князь Голицын завел здесь легендарные винные погреба, одним из последних жильцов стал генералиссимус Сталин с семейством)! Здесь вырабатывались социальные программы, проекты законов, витали идеи "возрождения народов" и политические доктрины порой кардинально противоположной направленности. По большей же части в постсоветские времена министерство непрерывно ревизовало само себя, меняло таблички на дверях, писало многочисленные бумаги и пыталось хоть как-то наладить работу в условиях перманентной перестройки. Упразднение миннаца один из его экс-руководителей грустно назвал "расплатой за излишнюю амбициозность и слабую управленческую эффективность" министерства.

Национальными и региональными проблемами с тех пор занимались все структуры власти понемногу - и ни одна в частности. Ряд целевых программ, разработанных миннацем, закрыли или передали в другие ведомства. Правда, каждый уважающий себя эксперт-этнограф или конфликтолог считал непременным долгом в научных дискуссиях помянуть покойника добрым или недобрым словом и произнести спич на тему того, что "подобное министерство должно быть, но вот функции его надо серьезно пересматривать".

Именно это сейчас и должно произойти. Правда, в среде специалистов единства мнений о том, чем же должно в идеале заниматься новое министерство, пока нет. Как отсечь от глыбы проблем все лишнее, как выстроить логически обоснованную концепцию работы новой структуры, чтобы не повторить ошибок всех ее предшественниц, - вопрос не только для нового министра.

   власть

Рамазан Абдулатипов, сенатор, экс-глава Миннаца:

Самое важное для любого министерства - это команда профессионалов, без которой невозможно управлять региональным развитием, национальными отношениями и т.д. Новое министерство призвано решать историческую задачу России - собирание народов и земель российских. Это особенно важно в новых условиях, когда президент предложил новую систему государственно-политического управления.

Региональное развитие - понятие, под которым каждый подразумевает что-то свое. По моему убеждению, министерство регионального развития должно взять на себя координацию работы других структур власти и ведомств, отвечать за то, чтобы они действительно имели выход в регионы, к народам, к местным сообществам, к каждому гражданину. Оно должно стать координатором федеративной, этнонациональной политики государства, а также местного самоуправления. Единственное, чем министерство заниматься ни в коем случае не должно, - это бесконечной бюрократической перепиской и полугодичными выяснениями собственных функциональных обязанностей. Считаю, что необходимо вернуться к осуществлению целого ряда программ, причем политическая составляющая должна быть плотно увязана с социально-экономическими аспектами. Это касается не только малых этносов, но и русского народа, этнокультурного развития русской нации. И, безусловно, особым направлением работы должен стать Кавказ.

Госуправление Минэкономразвития