15.09.2004 02:00
Власть

Олег Морозов об инициативах президента

Текст:  Тамара Шкель
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3578)
Читать на сайте RG.RU

- Эти темы обсуждались последние несколько лет, - сказал, отвечая на вопрос корреспондента "РГ", заместитель председателя Государственной Думы Олег Морозов. - Но хочу обратить ваше внимание на то, что, когда они обсуждались в таком общетеоретическом контексте - хороша или плоха пропорциональная система, насколько она приложима к России, нужно или не нужно выбирать губернаторов, - президент отвечал на эти вопросы отрицательно. Он никогда не был - по крайней мере публично не заявлял об этом - сторонником пропорциональной системы формирования Государственной Думы. Напротив, высказывал сомнения на этот счет. Он прямо высказывался и за сохранение нынешней системы избрания мэров и губернаторов. Такую же позицию занимал и я.

- Почему же такие перемены?

- Знаете, подобные споры можно отнести к разряду политической вкусовщины. Или к разряду вопросов типа: кого ты любишь больше - папу или маму. Потому что всегда решение проблемы состоит в том, на какую конкретно политическую ситуацию она накладывается. Сегодня мы имеем абсолютно иной политический контекст - это война, с которой прежде мы не имели дела, война, с которой не имел дела мир. Даже Израиль, который всегда ставят в пример, нашел свой способ относительно успешной борьбы с террористами страшной ценой. Ценой огромных жертв.

Никакого реального опыта в борьбе с терроризмом человечество пока не выработало. Тем более нет никакого реального опыта борьбы с терроризмом, который представляет собой объединенную силу - не чеченскую, не палестинскую, не иракскую, не баскскую, а такую мобилизованную международную силу, которая действует практически во всех точках земли. В этой ситуации все абстрактные схемы теряют всякий смысл. Российскому обществу глубоко плевать, что думает на этот счет Олег Морозов и как просто гражданин, и как заместитель председателя Государственной Думы. Потому что не Олег Морозов берет на себя ответственность за решение той грандиозной задачи, которая стоит перед нами, - обеспечение безопасности страны. Эта задача по Конституции сегодня в руках у президента.

- Какие аргументы, на ваш взгляд, позволяют Владимиру Путину перевести давний теоретический спор в практическую плоскость?

- Если мы в состоянии войны с терроризмом, то мне понятны аргументы президента, почему надо изменить схему кадровых назначений в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Это военная кадровая политика. Могу применить такой термин.

- Но почему в такой ситуации и правила думских выборов надо менять?

- Партийная Дума, выбранная по партийным спискам, внутренне более четко структурирована, более дисциплинированна, и партийное большинство гораздо более эффективно сможет проводить свои решения, уже не оглядываясь на возможные колебания какой-то части депутатов, которая не избиралась по партийным спискам, а примкнула к фракции по каким-то мотивам. И по тем же или уже другим мотивам потом может уйти из нее, разрушая тем самым думское большинство, если оно было шатким. Минимизация таких рисков делает Думу более дееспособной и эффективной с точки зрения решения тех задач, которые она перед собой ставит.

- Но какая здесь связь с борьбой с терроризмом?

- Конечно, нет абсолютно прямой связи между борьбой с терроризмом и назначением губернаторов или пропорциональной системой выборов. И Путин, наверное, это прекрасно понимал, когда предлагал перемены. Но есть другая связь. Понятно, что политическая воля, которая сформулирована и должна быть реализована, в этой системе будет исполняться более быстро, логично, без излишних дополнительных вводных. И если, допустим, кто-то из руководителей субъектов Федерации по каким-то причинам не согласен с тем решением, которое принимается, это его право. Но право президента - взять и заменить такого руководителя. И тогда иди со своим мнением, занимайся бизнесом. А в исполнительной власти будет человек, который умеет исполнять решения. Но мы должны понимать, что объем политической, моральной ответственности, которая ложится на президента, такая система увеличивает не в десятки, а в сотни раз.

- Многие комментаторы уже посочувствовали Путину, который взвалил на себя такой груз.

- Президент действительно как бы поставил свое политическое реноме на заклание этой ситуации, приняв такое решение. Все говорят - это главная ошибка Путина. Если Путина ждет неудача - значит, она ждет и нас всех. Неудача Путина означает, что безопасность граждан России будет недостаточной, не такой, какой мы ее хотим видеть, не будет эффективных инструментов борьбы с терроризмом - вот что такое неудача Путина. Поэтому я желаю ему удачи, как и любой нормальный гражданин, который думает о своих детях и о стране. А удача Путина - это подтверждение правильности тех мер, которые он принимает. Он взял на себя эту ответственность. Неужели можно представить себе, что политическая элита скажет президенту: вы не правильно поступаете, нужно действовать по-другому в этой ситуации. Мы сейчас советов надаем, а отвечать за все будет он.

Госуправление Госдума