15.09.2004 02:30
Экономика

Нужны новые нормативы социальной политики

МРОТ заменим МНОТом
Текст:  Татьяна Панина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3578)
Читать на сайте RG.RU

Однако официальные данные уже давно говорят о том, что зарплата год от года растет и даже якобы перегнала рост производительности труда. Так ли это на самом деле? Эксперты Всероссийского центра уровня жизни проанализировали ситуацию. И выяснили, что сегодня средняя заработная плата все еще недотягивает до уровня 1990 года. Минус составляет 35 процентов.

На 1 января 1999 года валовой внутренний продукт (ВВП) на одного занятого к уровню 1990 года составил 72,3 процента, а реальная заработная плата - только 34,7 процента. Как видим, шло активное падение реальных доходов. Если "выработка" ВВП на одного занятого в стране ежегодно снижалась примерно на 3,5 процента, то заработная плата - на 11 процентов. То есть произошел не просто экономический кризис, который еще больше обесценил наемный труд, но и перераспределение доходов (добавленной стоимости) от работника - к собственникам и предпринимателям.

"За последние пять лет ситуация действительно изменилась, - объясняет директор Центра Вячеслав Бобков. - Радует то, что реальная среднемесячная заработная плата на одного работника росла примерно в три раза быстрее, чем ВВП. Это означает, что удалось сломать тенденцию перераспределения дохода в пользу работодателя. Однако если взять весь период после кризиса 1998 года, то увидим, что за эти пять лет мы не смогли компенсировать то, что потеряли. И сегодня реальная заработная плата составляет примерно 65 процентов от уровня 1990 года (ВВП - 92 процента)".

Так сколько должен получать работник, чтобы не так часто чувствовать себя лишним на этом празднике жизни?

В России принято сравнивать все зарплаты с прожиточным минимумом (ПМ). И сложилось устойчивое мнение, что все проблемы, которые есть в социальной сфере, можно решить, опираясь только на этот норматив. Бобков считает такой подход ошибочным. И объясняет свою позицию. По последним данным, ПМ трудоспособного человека составляет 2588 рублей в месяц. Выходит, те, кто получает не меньше этой суммы, должны считать себя состоятельными людьми?

Недавно "РГ" провела акцию: "Можно ли прожить на прожиточный минимум?". Добровольцы несколько месяцев просидели на "минимальном пайке". И, судя по их комментариям, элементарно бедствовали, что еще раз доказывает - этот норматив оторван от реальной жизни.

"На мой взгляд, - говорит Бобков, - прожиточным минимумом нужно оценивать только минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Сегодня он составляет 600 рублей в месяц, то есть примерно одну четверть прожиточного минимума. Такую зарплату получают примерно 700-800 тысяч человек. Это 1-2 процента от всех занятых в стране. Кажется, не так уж много. Но ведь это не просто цифры, а живые люди. Но и у других дела идут не лучше. Последний мониторинг уровня жизни, проведенного нашим центром, показал, что доля работников, получающих зарплату ниже прожиточного минимума, в первом полугодии этого года уже перевалила за 25 процентов. Вот почему в социальной политике должен идти процесс скорейшего приближения минимальной заработной платы к прожиточному минимуму. Одна из причин, которая сдерживает этот переход, состоит в том, что тарифные ставки первого разряда и МРОТ жестко увязаны между собой. Если их разорвать, как в свое время МРОТ "отселили" от штрафов и стипендий, процесс пойдет значительно быстрее".

Дешевый работник не может быть эффективным и не поможет экономике страны стать конкурентоспособной. Такой работник сам "отстает от жизни" и не развивает своих детей.

Однако, уровняв МРОТ с прожиточным минимумом и оторвав его от разрядов тарифной сетки, всей проблемы роста заработной платы не решишь, считает ученый. Дальше надо заняться собственно тарифной сеткой, по которой оплачиваются квалификация и сложность труда. Для этого Центр разработал систему социальных нормативов. "На наш взгляд, - продолжает разговор Вячеслав Бобков, - в основе тарифной части оплаты труда должен быть минимальный воспроизводственный потребительский бюджет (МВПБ) работника базовой профессии отрасли плюс доплата на содержание одного ребенка. Если детей нет - "плюс", естественно, откладывается до лучших времен. По нашим расчетам, такой МВПБ должен быть примерно 10 тысяч рублей. И еще 5 тысяч рублей (то есть половина) - на "семейные расходы". Обращаю ваше внимание: это уже не тарифная ставка первого разряда, а средний минимальный норматив оплаты труда работника базовой профессии отрасли. И цифра взята нами не с потолка, а на основе проведенных экспериментов".

Что здесь учитывалось? Во-первых, тяжесть труда и компенсация этих физических затрат питанием. Во-вторых, напряженность труда, нервные нагрузки и необходимые в связи с этим затраты на отдых, восстановление здоровья и сил. Для некоторых профессий, убеждены ученые, минимальный воспроизводственный бюджет должен также учитывать социальный статус работника. Например, учительница не может иметь одну кофточку и пару туфель. У нее должен быть более широкий ассортимент одежды, обуви, чем это предусмотрено сегодня прожиточным минимумом. "Специалисты выделяют пять классов условий труда, - рассказывает Вячеслав Бобков. - Каждому из них соответствует определенная тяжесть труда и, естественно, свой минимальный воспроизводственный потребительский бюджет".

По заказам работодателей и профсоюзов Центр сделал конкретные расчеты для нескольких отраслей: связи, металлургии, электроэнергетики, машиностроения и образования. Например, базовой профессией в почтовой связи определили почтальона, в образовании - учителя общеобразовательной школы с высшим образованием. Для них и рассчитали минимальный воспроизводственный бюджет, определив тем самым минимальный норматив оплаты труды (МНОТ). И получилось, что, например, тарифная часть оплаты труда учителя (как базовой профессии в сфере образования) должна быть в 3,7 раза больше, чем его фактическая тарифная ставка, существующая сегодня. Следом - выстраивается вся тарифная сетка. И тогда зарплата действительно будет обеспечивать не только минимально необходимые условия для жизни, но и учитывать сложность выполняемой работы, квалификацию специалиста и стимулировать высокую производительность труда.

Да, это потребует больших денег, к чему готовы далеко не все отрасли. Но процесс пошел. В металлургии и электроэнергетике уже заключены тарифные соглашения, которые учитывают нормативы Всероссийского центра уровня жизни. Здесь социальное партнерство выходит на принципиально новый качественный уровень. Работодатель и профсоюзы, не глядя в потолок, решают, например, повысить зарплату на 10 процентов, а ориентируются на научно обоснованный минимальный норматив оплаты труда работника базовой отраслевой профессии. Смотрят, насколько работодатель готов сегодня "обеспечить" такой уровень оплаты труда, и договариваются - сейчас, допустим, будут платить только 70 процентов от норматива, а в течение 2-3 лет достигнут 100 процентов. Ученые считают, что такой подход ускорит выход заработной платы на уровень 90-х годов.

Но на этом миссия не завершается. Для "социальной защиты нации" уже недостаточно только догнать конец прошлого века. Потребительская нагрузка на заработную плату теперь выше, чем в 1990 году. Тогда существовали так называемые общественные фонды потребления (в виде бесплатного образования, медицины и т.п.), которые не затрагивали личных доходов граждан. Сегодня все больше услуг приходится оплачивать из собственного кошелька. Значит, мало лишь восстанавливать прежний уровень заработной платы, необходимо, чтобы ее рост учитывал и новые расходы, свалившиеся на людей. Пока этого нет. Отсюда и недоумение граждан, когда они слышат о том, что доходы населения в стране постоянно увеличиваются. Ведь по жизни многие практически этого не ощущают, поскольку затраты людей растут гораздо быстрее, чем заработная плата.

"В основу оценки общего уровня заработной платы надо заложить новый социальный норматив - бюджет высокого достатка, - говорит Вячеслав Бобков. - По нашим расчетам, такой бюджет должен быть примерно 20 тысяч рублей, а если взять семейную нагрузку - то 30 тысяч рублей. Такой уровень средней зарплаты, пожалуй, только в нефтедобывающей промышленности (30 тысяч рублей) да в газовой (35 тысяч рублей). Близко к ним подходит топливная - 21 тысяча рублей. Но таких отраслей у нас, к сожалению, очень мало. Куда больше малооплачиваемых, таких, как образование, где средняя зарплата - всего 4600 рублей. Сравнивая эти цифры с нашими расчетами, сразу видно, где находится та или иная отрасль, какого уровня задачи она может перед собой ставить. Мы считаем, что в социальную политику надо внедрять новые нормативы, принять рамочный закон о системе потребительских бюджетов и об их использовании в формировании политики заработной платы".

Однако пока дешевый труд в России продолжает оставаться инструментом накопления капитала. На него, как пчелы на гречиху, слетаются иностранные инвесторы, за версту чуя хороший и быстрый барыш. Но дешевый работник не может быть эффективным и не поможет экономике страны стать конкурентоспособной. Такой работник сам "отстает от жизни" и не развивает своих детей. Это формирует прогрессирующую цепочку отсталости. "Надо смотреть на оплату труда, - заканчивает разговор Вячеслав Бобков, - не только как на затраты, связанные с рабочей силой, но и с позиции развития человека. Тогда все встанет на свои места".

Товары и цены Зарплата