В эти страшные трагические дни со всех телеэкранов на нас смотрят лица детей, пострадавших в Беслане: как не смогли уберечь, как не смогли защитить? А бережем ли мы наших детей каждый день, каждый час, не в экстремальных ситуациях - в обычной повседневной жизни. Вот провели диспансеризацию детей. Ее результаты удручающие - у нас фактически нет здоровых ребятишек, большинство страдает вовсе не детскими, а вполне взрослыми гастритами и гипертониями. Главный вал недугов настигает детей в школьные годы. В первый класс приходит вполне здоровый малыш, а потом под давлением учебных перегрузок начинаются всяческие недуги. Но если бы все дело было только в перегрузках!
В стране сейчас 64 977 школ. Отрапортовали, что в нынешнем году появилось еще 193. Радостные цифры, спору нет. Но примешивается доза дегтя: более двух тысяч общеобразовательных учреждений не получили право на проведение занятий.
Почему Госсанэпиднадзор принял такое решение? Ответы банальные: скажем, не вовремя, в недостаточном количестве финансировался капитальный и текущий ремонт, не приобрели необходимое оборудование и мебель, посчитали, что десятикласснику вполне можно сидеть за столом, который предназначен второкласснику, что является одной из причин сколиоза.
В эти скорбные дни пострадавшим ребятишкам несут игрушки, фрукты, компьютеры, переводят деньги. Это святой порыв человеческой души. И нужно низко поклониться таким людям. Но не всегда же, слава богу, у нас экстремальная ситуация. Надо быть на высоте в обычные будни. А в будни, например, в Красноярском крае из обследованных 788 образовательных учреждений принято 500. В остальных нет горячей и холодной воды, нет канализации, не оборудован пищеблок. Вы бы хотели, чтобы ваш ребенок учился в такой школе?
Если бы это было неким исключением из правил... Очень часто это и есть правило. Вот в Приморском крае, где, как говорится в официальных документах, "выполнен определенный объем работ по подготовке школ к новому учебному году", однако 25 процентов школ без канализации, в 23 процентах нет централизованного водоснабжения, 15 процентов располагаются в приспособленных помещениях. Такое может называться современной школой? Если нет централизованного водоснабжения, значит учащимся воду доставят в цистернах или в чем-то еще? Кто ее проверит, кто даст гарантию ее безопасности? Потом станем посыпать голову пеплом по поводу вспышек кишечных инфекций, объявим борьбу с ними, будем заниматься госпитализацией и так далее.
Есть такое понятие - микроклимат в школе. Мы усилили надзор за освещенностью помещений, проводим замеры электромагнитных полей. Да, несколько ситуация улучшилась. Так сказать, в целом по стране. А вот в Республиках Карелия, Саха (Якутия), Камчатской и Архангельской областях детишкам в классах придется испытать на себе и плохую освещенность - прямой путь к близорукости, и общий дискомфорт, который наверняка увеличит число различных болячек.
Последнее время взрослые все больше озабочены своим весом, усиленно считают калории, сидят на диетах. Вот такую бы озабоченность питанию учащихся! Целый день в школе бутербродная сухомятка - путь к раннему гастриту, а нередко и язвам желудка, двенадцатиперстной кишки, ожирению, диабету. Не забудем и о том, что, как это ни стыдно, но приходится признать: в России немало семей, в которых нет денег даже на самый скромный бутерброд. И хотя это всем известно, лишь 62,6 процента российских учащихся могут рассчитывать на питание в школе. Причем, оно далеко от нормы: нарушены все возможные соотношения основных питательных веществ. Не выполняются нормы по мясу, рыбе, молочным продуктам, овощам, фруктам. А за счет чего же калории? Вы правильно догадались - за счет макаронных, крупяных и кондитерских изделий. И мало где озабочены рациональным питанием, меню составляется по принципу: есть энное количество макарон - вот и готовят из них блюда. Ни о какой гармонии белков, жиров и углеводов и речи нет. Более того, повсеместно горячее питание вытесняется буфетной продукцией - всевозможными пирожками и булочками. И это еще не все. Даже там, где есть горячее питание, первокласснику и восьмикласснику выдают одинаковое количество каши или супа.
Наши проверки показали, что есть и свои "лидеры" плохого питания школьников: Чукотский автономный округ, Хабаровский край, Республика Карелия, Архангельская, Вологодская, Мурманская области.
Искать виновных? Обычно такое совершенно обязательно. Да и нужно их найти, потребовать, наказать. Но это тот самый случай, когда нужно спросить и с себя самих, ведь есть в школах родительские советы, есть советы попечительские.
По закону о муниципальных образованиях полная ответственность за содержание школ возлагается на глав администраций. Так может теперь школы наряду с важнейшими социальными учреждениями обретут статус приоритетных. Не на словах - на деле.